Глава Nestle в РФ: мы работали в России и в благополучные, и в непростые времена

Маурицио Патарнелло рассказал в интервью "Интерфаксу" о перспективах бизнеса в России в условиях замедления экономики и напряженного геополитического фона

Гендиректор "Нестле Россия" Маурицио Патарнелло.
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 24 июля. INTERFAX.RU - Швейцарская Nestle, один из мировых лидеров по производству продуктов питания, продолжает с оптимизмом смотреть на российский рынок, несмотря на замедление экономики и напряженный геополитический фон. Продажи компании в регионе Россия-Евразия в прошлом году выросли на 12%, до 78,2 млрд рублей – это самая высокая динамика за последнее пятилетие. Общая выручка Nestle в прошлом году росла гораздо более низкими темпами (на 2,7%, до 92,2 млрд швейцарских франков). Совокупный объем инвестиций компании в российскую экономику превысил $1,5 млрд. Рост российского бизнеса Nestle продолжится, уверен глава компании в регионе Россия-Евразия, гендиректор "Нестле Россия" Маурицио Патарнелло. О перспективах бизнеса в России он рассказал в интервью "Интерфаксу".

- Рост российской экономики серьезно замедлился, о чем говорят официальная статистика и показатели многих компаний, работающих в стране. Nestle по-прежнему оптимистична в оценке российского рынка?

- Мы продолжим инвестировать в российский рынок, как мы делали это в прошлом, мы верим в этот рынок, верим в то, что он останется движущей силой для Nestle в Европе. Наша позиция не поменялась: цель "Нестле Россия" - оставаться двигателем роста для Nestle в Европе. Это требует инвестиций, и мы готовы вкладывать средства и продолжим инвестировать в будущем.

- Компания оценивала риски уже введенных и возможных санкций в отношении России?

- Конечно, существуют определенные риски. Мы обеспокоены ситуацией и тщательно ее анализируем. Риски во многом зависят от уровня санкций – с этой точки зрения сейчас их влияние на бизнес компании ограничено. Однако если санкции будут расширяться и затронут различные секторы российской экономики, они могут коснуться и нашего бизнеса, тогда уровень рисков возрастет.

Между тем, мы работали в России и в благополучные, и в непростые времена, но продолжали верить в российский рынок и видеть в нем огромный потенциал для роста.

- Как замедление российского рынка и обесценение рубля сказываются на бизнесе Nestle?

- 90% продукции, продаваемой в России, Nestle производит внутри страны, но есть сырье, которое мы импортируем, например, кофе и какао. С точки зрения импорта девальвация оказала сильное влияние на рентабельность и расходы.

В некоторых категориях мы были вынуждены поднять цены. Это связано с ростом наших расходов, который отчасти связан с девальвацией, отчасти – с повышением цен на товары на глобальном уровне. Как пример – рост цен на кофе из-за засухи в Бразилии.

Все это оказало влияние не только на нас, но и на других производителей продуктов питания. Мы стремимся оптимизировать расходы и увеличить эффективность, чтобы сократить до минимума влияние на потребителя от роста цен.

С января 2014 года сложностей прибавилось – как результат изменений в экономике и замедления роста ВВП. На наш бизнес повлияла девальвация рубля, также как рост стоимости сырья. В свою очередь, это, конечно, приводит к замедлению спроса на продукты питания в целом. Но наш бизнес растет теми же темпами, как и ранее, мы сумели справиться с ситуацией, предложить рынку инновации, расширить портфель брендов. Да, замедление есть, но и нам есть, чем на него ответить. Наша стратегия – быть менее зависимыми от внешних факторов.

- Видит ли компания замедление покупательского спроса в России?

- Потребительский спрос падает на фоне замедления экономики, а девальвация спровоцировала ускорение инфляции на продовольственном рынке, поскольку Россия импортирует достаточно значительный объем товаров и сырья. Дополнительным негативным фактором стал рост стоимости сырья. Конечно, в этих условиях потребители начинают сокращать потребление, экономить, и мы это замечаем. Сейчас экономическая ситуация стабилизируется, и надеемся, что во второй половине года она улучшится.

- Какой будет динамика продаж Nestle на российском рынке в этом году?

- Могу сказать, что по итогам первого полугодия мы растем темпами, сопоставимыми с динамикой прошлых лет. Посмотрим, каким будет влияние инфляции на покупательский спрос во второй половине года.

- Будет ли рост выручки замедляться в среднесрочной перспективе?

- Надеемся, что нет, наша цель - не замедляться, а расти. Я уверен, у нас это получится. У компании есть все для этого – сильный портфель брендов, присутствие в быстро растущих категориях – на рынках кофе, кондитерских изделий – с нашими брендами Nescafe, KitKat, "Россия щедрая душа". У нас сильные позиции в категориях мороженого, кормов для домашних животных. Во всех этих категориях мы хотим расти на уровне рынка или быстрее, надеемся, что в среднесрочной перспективе это обеспечит нашему бизнесу уверенный рост на российском рынке.

- Какие категории лидируют по темпам роста продаж?

- Есть три-четыре категории, которые растут быстрыми темпами, в их числе мороженое и кофе. В категории кормов для домашних животных хорошие результаты у нашего бренда Purina, а в категории кондитерских изделий – у брендов KitKat, "Бонпари", "Россия щедрая душа". Мы довольны результатами продаж, тем более с учетом некоторых трудностей в экономике.

- Россия – четвертый рынок для Nestle в Европе, будет ли доля российских продаж расти?

- На Россию приходится более 80% продаж в регионе Россия-Евразия, вторым по размеру рынок региона является Казахстан. В Европе Россия занимает четвертое место по объему продаж, и у нее огромный потенциал для роста. Как минимум мы поборемся за бронзовую медаль, мы нацелены на третье место и верим, что в будущем доля России вырастет, но это займет некоторое время. В других странах, которые входят в тройку самых больших рынков для Nestle в Европе - Германии, Франции, Великобритании, - компания работает более сотни лет. В России у нас был 70-летний период, когда компания не присутствовала на рынке. Сейчас мы вернулись, и работаем здесь уже почти 20 лет. Потребуется определенное время, но я уверен, что у России есть все шансы войти в тройку крупнейших рынков в Европе.

- А стать первым рынком?

- Номером один? Кто знает, все может быть. Но это зависит от многих факторов – в том числе, будет ли компания приобретать крупные активы. Это возможно, но пока мы предпочитаем двигаться пошагово. Давайте сначала получим бронзу.

- Стратегия развития на российском рынке предполагает М&А сделки?

- Мы осуществили несколько сделок в прошлом: приобрели шоколадную фабрику "Россия", бренды "Комильфо", "Бонпари", "Быстров". Конечно, мы всегда открыты новым сделкам, если представляются возможности. В краткосрочной перспективе мы таких возможностей не видим, но если они появятся, мы их не упустим. В краткосрочной перспективе сделок по приобретениям в России не планируем, планов немедленных приобретений нет. В России мы присутствуем во всех категориях, в которых традиционно работает Nestle, и пока не видим новых категорий, которые могли бы быть нам интересны.

- То есть ждать от Nestle движения в другие сегменты FMCG-рынка и сделки, подобной сделке Unilever по покупке концерна "Калина", не стоит?

- Нет, у нас другая стратегия. Недавно мы приобрели фармкомпанию Galderma (совместное предприятие Nestle и L`Oreal), которое, в частности, производит средства по уходу за кожей. Конечно, эта продукция будет представлена и на российском рынке, но специальной стратегии по входу в сегмент personal care в России у нас нет.

- Были ли у компании планы по поглощению российской кондитерской фабрики украинской Roshen, были ли переговоры?

- Нет, но если бы даже были, я не смог бы вам об этом сказать.

Планов по покупке кондитерских активов в ближайшем будущем у нас нет. Наш кондитерский бизнес достаточно большой, у нас уже есть две большие фабрики – в Самаре и Перми, и достаточно сбалансированный портфель в категории кондитерских изделий.

- Планирует ли компания наращивать производственные мощности российских заводов в этом году?

- Каждый год мы инвестируем в увеличение производственных мощностей. В прошлом году мы вложили значительные средства, открыв новую фабрику по выпуску кулинарной продукции под брендом Maggi во Владимирской области. Эту фабрику мы построили с нуля и создали 600 новых рабочих мест. Также в прошлом году компания завершила строительство нового дистрибьюторского центра в Ворсино. В этом году мы открыли фабрику по производству детских каш в Вологде. В 2014 году мы продолжим инвестировать в расширение производства, в частности, кондитерской продукции под брендом KitKat, мороженого и кофе.

- Сколько Nestle инвестирует в российский рынок в 2014 году?

- Как правило, мы раскрываем объем инвестиций за год в начале следующего года, пока мы этого сделать не можем. В целом могу сказать, что в этом году мы инвестируем в российский рынок значительные средства, на уровне показателей прошлых лет.

- Некоторые аналитики и представители медиа-компаний говорят о том, что крупные рекламодатели сокращают рекламные бюджеты, чтобы оптимизировать расходы на фоне проблем в экономике. Nestle будет сокращать рекламные расходы?

- Конечно, в целом на рынке наблюдается сокращение рекламных бюджетов из-за замедления экономики. В нашем случае драматического изменения затрат на рекламу не произошло. При этом компания инвестирует не только в телевизионную рекламу, но и в сегмент digital, поскольку число людей, вовлеченных в эту среду, растет. Соответственно, эта статья расходов увеличивается по сравнению с прошлыми годами. Наша цель – 20% рекламного бюджета направлять на digital, оставшиеся 80% - на рекламу в традиционных медиа, включая телеканалы.

Что касается прогноза на год – увидим, как будет развиваться ситуация во втором полугодии. Если ситуация в экономике не улучшится, будем анализировать, нужно ли нам сокращать рекламный бюджет.

- Компания работает на российском рынке около 20 лет, как за это время изменился российский потребитель? В чем его главные отличия от европейского потребителя?

- Я всегда говорю, что такого понятия, как глобальный потребитель, не существует. Есть только локальные потребители – российские, немецкие, итальянские, у всех свои вкусы, привычки, традиции и культура. Поэтому у нас много локальных брендов, которые могут удовлетворить предпочтения потребителей определенной страны. Даже глобальные бренды мы стараемся адаптировать к особенностям местного рынка. У российских потребителей есть свои особенности, например, они любят сладкое, поэтому мороженое – одна из наших самых больших категорий в России. Россияне также предпочитают натуральные продукты, стараются избегать продуктов с добавками и консервантами.

Со временем российский потребитель меняется: сейчас люди, в первую очередь, в больших городах придают большое значение удобству и быстроте питания. Кроме того, у российского потребителя появилась привычка есть на ходу. Соответственно, растет спрос на продукты, которые можно быстро приготовить, на готовые решения.

Nestle выпускает продукцию более чем на 460 фабриках в 83 странах мира. В портфель брендов компании входят Nescafe, Nespresso, Vittel, Nestea, Beba, Maggi, Moevenpick, Crunch, Kit-Kat, Purina, Friskies и другие бренды.

В России Nestle принадлежит 11 производств: кондитерская фабрика в Самаре, две фабрики по производству детских каш и каш быстрого приготовления в Вологде, фабрика по производству кулинарной продукции во Владимирской области, фабрика по производства кормов для домашних животных в Калужской области, кондитерская фабрика и фабрика по производству готовых завтраков в Перми, фабрика по производству растворимого кофе в Краснодарском крае и три производства в Московской области (фабрики по выпуску бутилированной воды, кулинарной продукции и мороженого).

По данным базы "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "Нестле Россия" в 2013 году выросла на 14%, до 86,2 млрд рублей. Чистая прибыль составила 273 млн рублей против 3,3 млрд рублей в 2012 году.

В прошлом году компания инвестировала в развитие российского бизнеса более 5,7 млрд рублей.