"Сто лет такого не было"
Корреспондент "Интерфакса" побывал на юге Сибири после самого сильного за последнее время наводнения
Вода отступает из подтопленных городов и сел на юге Сибири, МЧС завершает спасательную операцию и тема разрушительного паводка, который начался из-за проливных дождей в конце мая, постепенно уходит с новостных лент. Жители возвращаются в пострадавшие от большой воды дома, сушат отсыревшие вещи и мебель и надеются, что жизнь однажды снова вернется в привычное русло. По данным Национального центра управления в кризисных ситуациях, с начала июня в ходе аварийно-восстановительных работ в регионе очищено более 14 тысяч подворий, в населенные пункты доставлено свыше 120 тонн гуманитарного груза, эвакуированы 12 тысяч человек, спасены сотни человеческих жизней. О последствиях наводнения на Алтае, которое произошло спустя полгода после паводка на Дальнем Востоке – в репортаже корреспондента "Интерфакса".
Барнаул – п. Кислуха – Бийск. 24 июня. INTERFAX.RU – В покосившуюся калитку приходится входить боком, чтобы не задеть груду досок и пройти мимо кабины грузовика. Во дворе перед домом несколько спасателей в касках грузят оставшийся после паводка мусор в кузов, летит пыль и мелкие щепки. Окна и двери распахнуты настежь, у крыльца, спрятавшись под разбухший от воды стул, скулит лохматый пес.
"Соседям проще – у них семьи, а я одна, никого нет... Вернулась – тут все мокрое, стены не отмоешь. Как теперь жить – не знаю", - говорит местная жительница, пенсионерка Людмила Муравьева.
В доме пахнет сыростью и старыми вещами, на светлой стене видна грязная черта высотой выше метра – все, что ниже, оказалось под водой. В комнате стоит металлическая койка, шкафы, вещи, тазы, у порога лежит наполовину свернутый темно-коричневый ковер, а в дальнем углу на тумбе высится старенький телевизор. Хозяйка боится его включать – не знает, заработает ли он.
Пенсионерка получила наряду со всеми 10 тысяч рублей в качестве единовременной выплаты, однако на то, чтобы начать новую жизнь, их не хватит. Пострадавшим положена компенсация ущерба из регионального и федерального бюджета – об этом журналистам заявил губернатор Алтайского края Александр Карлин, но Муравьева в ответ только качает головой и достает носовой платок.
"У людей эмоции зашкаливают"
За забором сотрудники СМИ общаются с пострадавшими и с сотрудниками МЧС. Улица Граничная спускается к реке Бия, которая здесь, под городом Бийском Алтайского края, объединяется с Катунью: с этого места начинается Обь, которая течет далеко на север. Большая вода пришла в низинные районы Бийска в ночь с 29 на 30 мая после сильных дождей, эвакуация была объявлена за несколько часов, но лишь единицы покинули свои дома. Паводок для жителей – явление не новое, и большинство решило, что и на этот раз ничего страшного не произойдет. Однако никто из них не был готов к тому, что сезонное половодье обернется наводнением.
"Предупредительные меры были приняты, была объявлена эвакуация, население было оповещено. Только об уровне воды никто не знал. Последние сто лет такого уровня не было, и до этого еще сто лет, наверное", - говорит глава Бийска Лидия Громогласова.
По ее словам, критическую отметку в 420 сантиметров в этом году вода преодолела с легкостью, превысив ее почти на три метра. Мэр города говорит, что людям сложно было покидать свои дома – многие не захотели эвакуироваться, понадеявшись на русский "авось". Оставшимся пришлось спасаться от волны на крышах и ждать спасателей.
"У людей эмоции зашкаливают – многие потеряли все. Но у них не возникло бы такой ситуации, если бы они вовремя эвакуировались. Всех оповещали, но насильно ведь из дома никого не вывезешь", - говорит Громогласова.
Между тем, лишь единицы из сотен подтопленных домов были застрахованы. По словам главы Бийска, с одной стороны, страховые компании не хотят связываться с оценкой имущества жителей, а с другой стороны, сами жители не видят необходимости в страховке.
"Менталитет у нас такой: не готовы люди страховать жилье и платить за это деньги. Мы даже собственную жизнь не всегда застраховать готовы", - вздыхает Громогласова.
"Некоторые пили на крышах"
Руководство Сибирского регионального центра МЧС России и журналистов доставили в Бийск из Барнаула на двух вертолетах Ми-8. В иллюминаторах – разлив реки, утонувшие по нижние ветви деревья, подтопленные дома и отражение сибирского неба в паводковой воде. Замначальника регионального центра генерал-майор Александр Еремеев рассказывает, что во время наводнения часть местных жителей отказывалась уезжать – многие обосновались на крышах домов вместе с пожитками и домашними животными.
"Было такое: просят – эвакуируйте нас в Барнаул. А потом мужики возвращаются назад, смотришь – в пакетах у них звенит... Некоторые пили на крышах, прямо на ящиках. Вышли из положения, только когда запретили въезд в затопленные районы", - сказал Еремеев. По его словам, раньше после сезонных паводков местные жители требовали, чтобы спасатели привезли им водку прямо к крыше. "В этот раз такого уже не было", - заключает он.
Один из пунктов временного размещения пострадавших в Бийске организован на базе небольшого частного санатория, где им выделены отдельные двухместные комнаты с удобствами. В коридорах чисто, стоит кулер с водой, на стендах – информация о ходе ликвидации паводка и о том, как обезопасить себя от болезней, которые после схода воды могут нести грызуны и насекомые.
Пожилая местная жительница, чей дом больше не подлежит восстановлению, рассказала, как пришла вода. "Просыпаюсь ночью – звонит городской телефон. Ставлю ногу – а там вода... Успела только документы взять", - говорит она.
Местные жители благодарят спасателей МЧС и организаторов пунктов размещения. "Привозили теплые вещи, одеяла, можно было выбрать из того, что было. Очень хорошо обращались", - говорит пенсионерка.
"А бог его знает..."
Вода пришла не только в Бийск – подтопленными оказались дома и приусадебные участки в Барнауле, городе Камень-на-Оби, поселке Ильича, Новоалтайске и в целом ряде других населенных пунктов Алтайского края. По данным руководства региона, пострадавшими от наводнения в крае признаны более 38 тысяч жителей, часть из них постоянно живут в маленьких селах и поселках. Большинство из них не были упомянуты в СМИ, но, как подчеркивают в управлении информации МЧС России, в каждое село была направлена помощь.
В небольшом поселке Кислуха под Барнаулом бойцы МЧС помогли местным монахиням спасти от воды скот.
"У нас бык упал в яму, и мы никак не могли его вытащить. Такая чрезвычайная ситуация. Полдня там просидел! Решили обратиться к братьям МЧС. Первый раз не получилось, а на второй раз вытащили. Спасибо, бычка нашего спасли!" – благодарит настоятельница Свято-Иоанно-Кронштадского монастыря игуменья Феодора.
За ее спиной – небольшая часовенка и обрыв, где течет приток Оби – речка Кислуха. По словам настоятельницы, когда в начале июня паводковая волна от Бийска пошла вниз по течению к Барнаулу, в поселке Кислуха была объявлена эвакуация. Иоано-Кронштадский монастырь организовал пункт временного размещения на 70 человек. Сестры обеспечили нуждающихся всем необходимым, а также приютили 35 спасателей, которые занимаются ликвидацией последствий наводнения в крае.
В ответ бойцы МЧС помогли монастырю спасти скот: животных переправили с подтопленного участка в безопасные загоны на возвышенности. Также спасатели оказали монастырю помощь по хозяйству: вскопали огороды, высадили картошку и восстановили поврежденную водой монастырскую купель.
"Купель подтопило и могло унести водой, ее подвесили на тросах на деревьях, чтобы не унесло. Сила воды была очень мощной. Сейчас идут восстановительные работы", - сообщил корреспонденту "Интерфакса" начальник ГУ МЧС России по Алтайскому краю Игорь Лисин.
В свою очередь, монастырь выполнил просьбу нескольких бойцов МЧС. По словам настоятельницы, они попросили отслужить панихиду по погибшему в Новосибирске при исполнении долга товарищу. В службе приняли участие несколько десятков спасателей.
Между тем, аварийно-восстановительные работы на юге Сибири завершаются, и люди и техника возвращаются в места постоянной дислокации. Так, обратно в Москву бортом Ил-76 МЧС России в столицу накануне вернулись курсанты Академии государственной противопожарной службы, которые помогали справится с последствиями паводка в Хакассии. Всего, по данным НЦУКС, в Сибирском федеральном округе работали более 12,5 тысяч человек и более трех тысяч единиц техники.
Журналисты и сотрудники МЧС вспоминают сильный паводок на Дальнем Востоке в августе-сентябре 2013 года – тогда разлив реки Амур после аномальных осадков привел к подтоплению сотен населенных пунктов в Амурской области, Еврейской автономной области и в Хабаровском крае, пострадали десятки тысяч людей. Благодаря спасателям и пожарным МЧС России, а также работе волонтеров жертв удалось избежать, но картина на юге Сибири напомнила Комсомольск-на-Амуре: утонувшие дома и деревья, откачивающие воду пожарные машины, коробки с консервами и теплыми вещами, пункт временного размещения с информационными стендами и запах сырости в подтопленных домах.
В ходе прощания с мэром Бийска ей задали вопрос - что будет на следующий год, не повторится ли наводнение? Громогласова вздохнула: "А бог его знает..."
Алексей Курилов