Махмуд Аббас: Палестина готова к переговорам с Израилем после освобождения заключенных
Глава Палестины рассказал о готовности идти на компромисс и роли России в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке
Москва. 20 июня. INTERFAX.RU - В пятницу пресс-служба Кремля сообщила, что глава Палестины Махмуд Аббас 25 июня посетит с визитом Россию и проведет переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным.
В преддверии своего визита в РФ палестинский лидер рассказал "Интерфаксу" о том, как ему видится выход из тупика, в котором оказались палестино-израильские переговоры и о том, какова позиция нового палестинского правительства национального единства по отношению к израильскому государству.
- Господин Аббас, очевидно, что переговоры между Палестиной и Израилем находятся в тупике. Какие шаги готова предпринять Палестина, чтобы вывести переговорный процесс из кризиса? Какие требования вы выдвигаете для возобновления переговоров? Будете ли Вы настаивать, в частности, на снятии Израилем экономических санкций?
- Мы выразили свою готовность возобновить переговоры при условии, что Израиль будет верен своим обязательствам выпустить на свободу четвертую партию узников, заключенных в тюрьму до Соглашения Осло. Ранее Израиль обещал Соединенным Штатам это выполнить. Другой вопрос - это прекращение всякой поселенческой деятельности в течение девяти месяцев.
Параллельно с этим можно вести переговоры по всем остальным вопросам окончательного урегулирования: это проблемы Иерусалима, беженцев, безопасности, поселений и др. Что же касается снятия израильской экономической блокады, то этот вопрос твердо стоит на повестке дня переговоров между нами и израильтянами.
- Как известно, Палестина настаивает на освобождении Израилем палестинских заключенных. Если это произойдет, прекратит ли Палестина свои, весьма успешные, попытки добиться признания Палестины в ООН?
Соглашение между нами и израильтянами по вопросу освобождения пленных, заключенных в тюрьмы до Соглашения Осло, совершенно четкое: мы воздержимся от обращения в международные организации в течение 9 месяцев в обмен на освобождение этих пленных.
Но когда израильское правительство отменило это соглашение, не выпустив на свободу четвертую партию пленных, мы присоединились к пятнадцати международным договорам и соглашениям. Если бы Израиль освободил этих пленных и возобновил переговоры на определенный период на основе полного прекращения всякой поселенческой деятельности, мы могли бы рассмотреть возможность отсрочить наше обращение к другим международным договорам и организациям. С учетом того, что мы, вообще, вправе сделать это, когда нам захочется.
- Обсуждается ли в настоящее время возможность признания новым правительством государства Израиль? Есть ли хотя бы небольшая вероятность такого сценария? Как Вы относитесь к идее "два государства – две нации", предполагающей, что в Израиле живут только евреи?
Новое правительство - это мое правительство, которое руководствуется моей программой, моей позицией и моей политикой. Я неоднократно подтверждал, что это правительство признает Израиль, отвергает терроризм и уважает соглашения, подписанные с Израилем и с другими государствами. Кроме того, нынешнее правительство поддерживает идею мирного сопротивления и не поддерживает насилие.
Мы принимаем решение о существовании двух государств - Палестины и Израиля, которые будут жить бок о бок друг с другом в условиях безопасности и стабильности; и мы поддерживаем демократическую идею о том, что государство - для всех его граждан, без различия вероисповедания, расы или пола. Мы считаем Палестину государством для всех ее граждан и считаем, что и Израиль должен быть государством для всех его граждан.
- В целом, как после подписания мирного соглашения между ФАТХ и ХАМАС осуществляется взаимодействие между Газой и Западным берегом? Считаете ли вы, что после подписания мирного соглашения будет легче контролировать организации, которые занимаются обстрелом израильских поселений?
- После подписания последнего соглашения для осуществления внутрипалестинского примирения, и в Газе, и на Западном Берегу господствует позитивная атмосфера. Это правительство будет ответственным и за Западный Берег, и за сектор Газа и будет выполнять пункты соглашения о примирении, в числе которых и пункт о сохранении перемирия с Израилем, существующего в настоящее время. Положения соглашения о взаимопонимании основаны на том, что этот кабинет министров будет поддерживаться всеми палестинскими политическими группами для того, чтобы оно могло успешно выполнять свою роль во всех областях.
- Рассматриваете ли вы возможность включения представителей ХАМАС в делегацию на переговорах с Израилем в случае их продолжения?
- Переговоры - это специализация Организации освобождения Палестины (ООП), ее руководства и движение ХАМАС до сих пор не входило в состав ООП. Если такое случится и ХАМАС обязуется принять программу ООП, которая постановила вести переговоры с Израилем, тогда не будет никаких политических препятствий для участия членов ХАМАС в переговорах в рамках палестинской делегации, если у них будет достаточно опыта и необходимой квалифицированности.
- Будете ли вы баллотироваться на предстоящих президентских выборах и если нет, то кого рассматриваете в качестве преемника?
На сегодняшний момент мое решение относительно участия в предстоящих президентских выборах отрицательное, несмотря на оказываемое на меня давление. Я считаю, что есть много сынов палестинского народа, достойных быть выдвинутыми на этот пост.
- Как далеко удалось продвинуться в переговорах при посредничестве госсекретаря США Джона Керри до их срыва? О чем конкретно была возможность договориться?
- Переговоры остановились, когда Израиль отказался выполнить свои обязательства по освобождению четвертой партии пленных, вследствие чего мы присоединились к пятнадцати международным договорам и соглашениям.
И до этого переговоры постоянно прерывались, и большинство встреч проходили между нашей и американской делегациями, а затем американская делегация встречалась с израильской.
В течение девяти месяцев, предназначенных для переговоров, мы не смогли совершить какого-либо прорыва в обсуждаемых нами вопросах. Мы приступили к переговорам с целью придти к рамочному формату решения, но отступили от этой цели с тем, чтобы это стало рамочным форматом для переговоров. После этого мы попали в замкнутый круг, который завел нас в тупик. Мы с самого начала хотели очертить границы, поскольку это могло бы помочь нам устранить многие препятствия в переговорах. Мы были готовы согласиться на обсуждение темы безопасности и предложили реалистичную и разумную форму, однако израильская сторона ее отвергла; они отвергли все, что мы предлагали. И США, как мы считаем, убедились в нашей позиции и в том, что ответственным за провал переговоров является израильское правительство. Короче говоря, была возможность достичь соглашения по границам и безопасности, если бы Израиль был в этом заинтересован.
- Складывается впечатление, что в последние месяцы роль основного посредника между Израилем и Палестиной взяли на себя США, а "квартет" международных посредников отошел на второй план. Согласны ли вы с такой оценкой и если да, то считаете ли необходимым более активное вовлечение "квартета" в процесс мирного урегулирования?
Это верное впечатление, и мы ценим постоянные усилия Джона Керри и его настойчивость для того, чтобы привести палестинскую и израильскую стороны к решению поставленных задач. Мы и раньше, и теперь повторяем неоднократно, что роль квартета в качестве коллективного органа имеет самое важное значение в процессе мирного урегулирования, исходя из положения, на основе которого был создан квартет, а также исходя из принятых им решений и позиции по основам достижения политического урегулирования палестино-израильского противостояния.
- На ваш взгляд, изменилась ли роль России в палестино-израильском урегулировании и, в целом, на Ближнем Востоке, за последние месяцы, когда начался кризис вокруг Украины и резко обострились отношения Москвы с Западом? Верите ли Вы в возможность изоляции России на международной арене?
Россия - великая страна, и ее невозможно изолировать ни на Ближнем Востоке, ни где-либо в другом регионе мира. Россия сыграла выдающуюся роль в сирийском и иранском вопросах, она внесла большой вклад в успех созыва конференций "Женева-" и "Женева-2". Невозможно достичь урегулирования ни одной из основных проблем на Ближнем Востоке без российского участия. Мы высоко ценим роль России на Ближнем Востоке и, в особенности, роль России в настоящем и будущем в решении палестинской проблемы.
- Считаете ли вы, что пришло время созвать международную конференцию по палестино-израильскому урегулированию? Если да, то какие страны должны принять в ней участие?
Мы всегда поддерживали идею созыва международных конференций по урегулированию палестино-израильского конфликта, и мы приветствуем самое широкое участие в них различных стран, в дополнение к региональным участникам этих конференций.
Мы считаем, что в условиях нынешнего отсутствия перспектив для урегулирования имеется настоятельная потребность созыва международной мирной конференции, в которой бы приняли участие США, Россия, Европа, ООН, другие влиятельные государства, такие, как Китай, и все страны, которые хотят поддержать усилия, направленные на поиск справедливого и постоянного решения, ведущего к окончанию израильской оккупации с 1967 года и к созданию независимого палестинского государства со столицей Восточный Иерусалим, которое будет существовать бок о бок с Израилем в условиях безопасности и мира.
- Как продвигается расследование смерти Ясира Арафата, появились ли новые результаты. Когда результаты расследования будут оглашены? Нуждается ли палестинская сторона в повторной помощи российских специалистов?
Специальная палестинская комиссия по расследованию причин смерти бывшего президента Ясира Арафата продолжает свою работу, в целях найти сторону, ответственную за его смерть. Эта комиссия получила всяческую поддержку и внимание с нашей стороны, и мы приветствуем любую помощь ей со стороны России. Надеемся, что комиссия закончит свою работу в ближайшее время.