Драгомир Стойнев: строительство "Южного потока" в Болгарии может начаться в этом году
Министр экономики и энергетики Болгарии рассказал о растущем интересе болгарских предпринимателей к бизнесу с Россией
Москва. 27 мая. INTERFAX.RU - Министр экономики и энергетики Болгарии Драгомир Стойнев в интервью заместителю главного редактора редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой заявил о намерении Софии отстаивать перед Брюсселем проект строительства "Южного потока" и о растущем интересе болгарских предпринимателей к бизнесу с Россией.
- Господин Министр, на днях отмечался День славянской письменности и культуры. Насколько общие духовные связи между Россией и Болгарией помогают в развитии экономических отношений?
- Наши отношения с Россией имеют глубокие исторические корни – духовные, политические, экономические. Болгары никогда не забудут, что в 1877-1878 годах солдаты русской армии пролили свою кровь за освобождение Болгарии. Не забудут и о том, как хорошо они знали особенности российского рынка, и как важен он был для Болгарии. Пути прагматизма и духовности не параллельны. Мы уважаем друг друга, знаем друг друга, у нас близкие языки и общая история, мы очень успешно работали вместе – это обнадеживающие стимулы для дальнейшего совместного сотрудничества.
Конъюнктура и перемены последних лет, разумеется, оказали свое влияние на наши торгово-экономические отношения. Моя позиция как министра экономики сводится к тому, что наши отношения располагают большим потенциалом, и их следует активизировать. И это не только мое мнение, я выражаю и мнение болгарских бизнес-кругов, весьма заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве с Россией. Хотелось бы назначить дату заседания Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, ибо это – исключительно эффективный формат, в рамках которого могут быть решены многие назревшие вопросы.
- Как Вы оцениваете нынешнее состояние торгово-экономических отношений Болгарии и России? На каком месте Россия для Вас среди экономических партнеров?
- Болгария – член Европейского союза, поэтому логично, что значительная часть ее внешнеторгового оборота связана с другими странами-членами ЕС. Однако Россия – второй по объемам наш внешнеторговый партнер. От нее мы получаем нефть-сырец, которая перерабатывается в единственном в нашей стране нефтеперерабатывающем комплексе в Бургасе. Россия пока и единственный поставщик природного газа в Болгарию, а также единственный поставщик ядерного топлива и резервных частей для оборудования, используемого в ядерной энергетике.
- Товарооборот не представляется очень высоким. Какие сектора экономики кажутся Вам наиболее перспективными для взаимодействия? Намерена ли болгарская сторона расширять свое присутствие в России и готова ли упрощать процедуры выхода для россиян на болгарский рынок?
- В 2013 г. наш внешнеторговый оборот с Россией составил 5352 млн. евро, что соответствует 11,1% нашего общего товарооборота. Болгарский экспорт в Россию в 2013 г. составил 568,9 млн. евро или 2,6%. Мы экспортируем преимущественно товары средневысокой и высокой добавленной стоимости – продукты машиностроения. В 2013 г. Болгария экспортировала в Россию медикаменты на сумму 49,6 млн. евро, разнообразную арматуру на сумму 13,5 млн. евро, холодильники, фризеры и другую технику. Экспорт виноградных вин за минувший год составил 11,6 млн. евро.
Естественно, хотелось бы снизить наше отрицательное торговое сальдо посредством увеличения экспорта. Это возможно, если увеличить экспорт лекарств, техники и оборудования, вин и напитков с высоким содержанием алкоголя, изделий табачной и консервной промышленности, минеральной воды. Еще раз подчеркну, что болгарские предприниматели готовы к более активному сотрудничеству с Россией, в нашей стране немало фирм, которые готовы выйти на российский рынок, отвечая на его запросы к качеству и количеству поставляемой продукции. Тем более что наша продукция известна в России, у нее хороший имидж, и хоть конкуренция с товарами из других европейских стран достаточно высока, я считаю, что у нас есть возможность расширить объемы поставок. Болгарское правительство уже разрабатывает пакет мер в поддержку экспортного потенциала отечественной продукции, что призвано сделать наши компании более активными и конкурентоспособными.
Разумеется, напряженная ситуация в Украине не может не отражаться на торговле между двумя нашими странами, но снижение объемов нашего экспорта в Россию за первый квартал текущего года незначителен.
- Россия и Болгария активно развивают энергетическое сотрудничество, в частности, по "Южному потоку". В то же время Еврокомиссия критически настроена к данному проекту и совсем недавно призывала его заморозить. Не считаете ли Вы, что, противодействуя "Южному потоку", Брюссель ставит страны Юга Европы в положение заложников своей политики на Украине? Насколько Вы рассчитываете быть услышанными Брюсселем, так как речь идет о безопасности поставок? Может ли ситуация измениться при новом составе Еврокомиссии?
- Нынешнее правительство Болгарии и министерство экономики и энергетики рассматривают проект "Южный поток" в стратегическом и долгосрочном плане, что предопределяет все наши действия – как во внутренних масштабах, так и в рамках Европейского Союза.
Мы столкнулись с определенным замедлением в реализации проекта на болгарской территории, которое уже наверстано, налицо – готовность к строительным видам деятельности, связанным с газопроводом, они могут начаться уже в текущем году.
В то же время мы ведем весьма интенсивный диалог с Брюсселем. Я уже не раз заявлял, в том числе – и в беседах с комиссаром Евросоюза по энергетике Гюнтером Эттингером – что это не проект отдельных государств, а проект, важный для всей Европы. В нем участвуют Болгария, Сербия, Венгрия, Словения, Италия, Австрия и крупнейшие европейские компании, такие как Eni Италия, Wintershall Германия, EDF Франция. "Южный поток" гарантирует диверсификацию маршрутов и надежность поставок, с одной стороны, а с другой – имеет свои значительные экономические измерения для экономики определенной части стран ЕС.
Я считаю, что вопросы к "Южному потоку" со стороны Брюсселя в перспективе будут решены. Диалог идет безостановочно, наши болгарские эксперты принимают в нем очень активное участие. Конъюнктура последнего времени внесла свои изменения в тон и динамику переговоров относительно статуса проекта. Выборы в европейский парламент, развитие ситуации в Украине оказывают свое влияние в направлении политизации этого вопроса, особенно со стороны Европейской народной партии. В Болгарии основные нападки идут от представителей правых партий и бывшей партии власти ГЕРБ.
Я считаю, что на национальном и на европейском уровнях верх одержат политический и экономический разум. Не будем забывать о нашей ответственности перед гражданами и бизнесом ЕС, которые ждут надежности в поставках энергоносителей.
- Не опасаетесь ли Вы, что в нынешней ситуации напряженности в отношениях Россия-ЕС из-за украинского вопроса может пострадать двустороннее экономическое сотрудничество России с Болгарией?
Надеюсь, что Россия и Украина вскоре найдут мирное решение возникшей ситуации. Не скрою, что углубление конфликта негативно отразится на нашей экономике – так зимой 2009 года, когда в Болгарию 14 дней не поступал природный газ, мы понесли потери в размере 500 млн. евро. И очень не хотелось бы, чтобы эти поставки вновь были приостановлены. Но я оптимист, считаю, что до этого не дойдет, и скоро мы сможем определить время проведения заседаний Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в ходе которых сможем рассмотреть возможности дальнейшего развития наших двусторонних отношений.
- Известно, что многим россиянам полюбились болгарские курорты. Это касается и туристов, и собственников жилья. Только из моего окружения у нескольких семей есть дома или квартиры в Болгарии. Немногие, кстати, знают, что Вашу страну можно посетить при наличии шенгенской визы, даже не имея национальной. Заинтересованы ли в Болгарии в увеличении турпотока из России, а соответственно и в увеличении дохода в бюджет, и как готовы этому способствовать?
- Разумеется, мы заинтересованы в увеличении туристопотока в нашу страну. Более того, многие россияне уже постоянно проживают в купленных ими домах и квартирах в Болгарии. Это люди со стабильным финансовым положением, они тратят деньги в наших магазинах, нанимают представителей местного населения для оказания услуг и т.д. Для представителей болгарского мелкого и туристического бизнеса, особенно в приморских районах, российские туристы играют очень важную роль. Мы целенаправленно работаем в направлении упрощения выдачи виз.
Однако Болгария может предложить российским туристам куда более широкий выбор. В основу новой стратегии развития туризма, которая находится сейчас на рассмотрении правительства, заложены не только морской или горный туризм. Туристам из России будут интересны и исторический туризм, и посещения наших церквей и монастырей – ведь все это наши общие духовные связи. Оздоровление минеральными водами, в частности, и оздоровительный туризм в целом, посещение спа-курортов – относительно новые виды туристических продуктов, которые предлагаются в Болгарии, у них исключительно привлекательное соотношение цены и качества. Особо отмечу т.н. "винный туризм", связанный с поездками по лучшим винодельческим регионам Болгарии. Верю, что российским туристам новые лица болгарского туризма придутся по сердцу.
- Если вернемся к Дню славянской письменности и культуры, насколько близки наши страны и народы в духовной, гуманитарной сферах в данный момент? Что изменилось и в какую сторону – лучшую или худшую – за последние 23 года, когда выросло целое поколение? Что приобрели, а что, может быть, потеряли в духовном смысле две славянские страны?
- Наша общая история достаточно продолжительна, чтобы фокусироваться на периоде в 20 лет. Источник нашей общей духовности не может иссякнуть, сколь динамичны ни были бы политические изменения в этот отрезок времени. Преобладающая часть моего поколения и поколений, следующих за моим, не страдают политическими комплексами по вопросу "Восток-Запад". Это люди, по достоинству оценивающие верховные достижения русской культуры и русского культурного наследия как составной части мировой культуры. Согласитесь, нелепо оценивать мастерство артистов Большого театра сквозь призму политических страстей. И до, и после падения "железного занавеса" Большой театр был и остается культурным феноменом, очереди за билетами во время гастролей этого театра огромны. Разумеется, существует и переходной период, который пережили и вы в России – период свободного доступа к образцам западной культуры и неудовлетворенного к ним любопытства. Сейчас границы стерлись, но остались ценности, а наши ценности, в значительной мере, общие. К сожалению, многие представители, преимущественно правых сил в Болгарии, продолжают использовать антироссийскую риторику, особенно в связи с происходящим в Украине. Деление на русофилов и русофобов вредно и, в значительной степени, искусственно.
- Разрешите закончить интервью с одним личным вопросом. Вы получиои свое высшее образование во Франции. Насколько русская культура близка или далека Вам? Есть ли у вас любимые писателей из России, музыканты, какие места хотели бы посетить в России?
- Я отношусь к поколению, выросшему на русской классике, русских фильмах, в то время мы начинали изучать русский с десятилетнего возраста. В этом смысле русская культура мне близка, она была естественной частью нашего взросления. Сейчас я люблю слушать песни в исполнении ансамбля ЛЮБЭ. Но моя самая большая "русская страсть", признаюсь, это спорт, особенно – хоккей. Я был заядлым болельщиком вашей сборной, все еще помню, какую бурю эмоций вызывала у нас "золотая пятерка" Игоря Ларионова – Крутов, Ларионов, Макаров, Фетисов, Касатонов… Не забуду исполненный драматизма финал матча на кубок Канады, если не ошибаюсь, в 1987 г., когда они играли против Грецки и Лемье. Теперь я кричу у экрана телевизора "Шайбу! Шайбу!" вместе с моим сыном. Борец Александр Карелин – еще один русский спортсмен, которым я искренне восхищаюсь.