Гнус Годзилле не товарищ

В прокате новый фильм про великого и ужасного Годзиллу, в котором статистами выступают люди и города, а любимый гигантский ящер избирает другую тактику и сменяет гнев на загадочную милость

Кадр из фильма "Годзилла" (2014, реж. Гарет Эдвардс)

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU - Масштабную японскую кинематографическую историю Годзиллы по условно принятой классификации делят аж на три периода, зарубежная "западная" фильмография главного экранного динозавра планеты гораздо скромнее. Но в ней имеются свои жемчужины, как, например, вот этот известный мультик про встречу "двух одиночеств" от масс-медиа: "Бэмби встречает Годзиллу".

Но все-таки, если говорить более-менее серьезно, юбилейную версию годзиллиного бытия режиссера Гарета Эдвардса без сомнения будут сравнивать с фильмом, снятым Роландом Эммерихом в 1998 г.

Годзилла Эммериха тогда покрошил Нью-Йорк, а истовыми "годзилломанами", не увидевшими в такой версии ничего стоящего и "правдивого", было принято решение Эммериха разжаловать. Что, несомненно, было действием абсолютно провидческим, потому что через некоторое время режиссер Эммерих окончательно ушел в отрыв от "реальности".

Итак, новый фильм о Годзилле – прежде всего праздничный, а, на деле, такой же прелестно бестолковый и нелепый, как подарки на день рождения, сделанные незнакомцами. Создатели Годзиллы-2014 немало потрудились над "возвращением к истоками", а, именно, - целиком и полностью обратились к кинонаследию 50-х, изобразив легендарного динозавра, шрамированным келоидными рубцами, таким образом, отдавая дань "Годзилле" образца 1954 г., чей антураж отсылал к эпохе после Хиросимы и Нагасаки, также давая понять, что сам Годзилла – это мутант, проснувшийся под ядерным облаком.

Даже оригинальный годзиллий рык родом из этого времени, для фильма Гарета Эдвардса звукорежиссеры специально преобразили на современный лад. В итоге мы, кажется, получили именно то, что задумывал режиссер: современный Годзилла – "немного медведь, немного комодосский варан и немного орел". Как-то так.

По всему видна в новой версии серьезность намерений Эдвардса. И тут-то он и пропал, провалился-таки в гигантский разлом, из которого на свет божий выполз великий поп-динозавр. С нарочитым видом начинает Эдвардс повествование. Тут вам и загадочные сейсмические отклонения, и суматошное утро в семейке американских ученых, работающих в Токио, и какие-то несвязные движения туда-сюда по экрану.

Драматизм режиссер нагнетает нетривиально: в первые минут семь мы прощаемся с героиней Жюльет Бинош, той самой ученой, что приходится экранной женой персонажу Брайана Крэнстона и матерью парню, который в будущем будет со всей этой ерундой разбираться (сильно прибавивший в мышечной массе артист Аарон Тейлор-Джонсон). Бинош, кстати, в свое время отклонила предложение принять участие в "Парке Юрского периода", а вот к 2014 г, видимо, созрела для эпизода в кино про динозавров. В общем, тревога насчет режиссерского участия в увиденном на экране нарастает на протяжении всех двух часов.

Как только в кадре появляется Годзилла и противостоящая ему парочка "гнусов", все потуги создателей картины оттянуть зрительское внимание на какие-то там человеческие переживания, грубо вмонтированные в феерический разнос Сан-Франциско, хочется буквально рычать, как тот ящер. Ведь кто такие эти "гнусы"? Это самец и самка древних паразитов, но не "по-паразитски" исполинских размеров. По IMAX-экрану они носятся как угорелые, устрашающе хлопают крыльями, адски каркают и светят своими абсолютно по-человечьи рельефными ягодицами и прочим. В какой-то момент, даже вытесняя из фокуса самого Годзиллу. И тут становится по-настоящему обидно за хвостатого. Ведь Годзилла – "волк-одиночка", угрюмый романтик, вышедший из земного разлома и элегантно лавирующий своим скалоподобным панцирем под кораблями ВВС США, никого не задев. А гнусы? Отвратительная, мерзкая парочка древних тварей, которые плацдармом для своих брачных игрищ выбрали несчастный "город в стиле диско". В общем, наш дорогой Годзилла бродит там совершенно неприкаянный, так что, может быть, и не так уж важно, что режиссер Эдвардс ничего не смыслит в людях, зато он отлично разбирается в причинах вселенской доисторической печали.

Обозреватель Полина Грибовская

Новости