Гендиректор ЧТПЗ: не вижу проблем в общении с банками

Виталий Садыков рассказал "Интерфаксу" о работе группы ЧТПЗ, ее взаимоотношениях с банками и планах на будущее

Фото предоставлено пресс-службой компании.

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU - Группа ЧТПЗ - один из крупнейших российских производителей стальных труб – еще пару лет назад стояла на пороге банкротства, но смогла привлечь к решению своей проблемы государство и с помощью его гарантий в прошлом году реструктурировала долговой портфель. Однако недавно ЧТПЗ испытал новый удар по своей деятельности и репутации: в отношении одного из совладельцев группы Андрея Комарова было заведено уголовное дело по подозрению в даче взятки. Незадолго до того, как общественность узнала о деле в отношении Комарова, ЧТПЗ сменил своего генерального директора, и эту должность занял экс-глава компании Виталий Садыков, покинувший группу в докризисные времена. В интервью "Интерфаксу" Садыков рассказал, как в настоящее время строится работа группы ЧТПЗ и ее взаимоотношения с банками, а также каковы планы компании на ближайшее будущее.

- Как сейчас строится работа группы в условиях уголовного разбирательства в отношении одного из совладельцев ЧТПЗ Андрея Комарова?

- На саму производственную деятельность разбирательство не влияет. Наши предприятия – крупные производства, большие четко управляемые бизнес-единицы. Поэтому трудно повлиять на их деятельность даже такими серьезными вещами, как уголовное разбирательство вокруг одного из владельцев. Мы выполняем все взятые на себя обязательства перед клиентами, поставщиками, кредиторами и сотрудниками. Наши постоянные деловые партнеры также действуют в рамках текущих обязательств, за прошедшее с момента начала разбирательства время заключены и новые контракты с потребителями. Важно также, что мы получаем поддержку своей деятельности со стороны руководителей регионов стратегического присутствия группы – Челябинской и Свердловской областей, Республики Татарстан.

Конечно, правовую сторону вопроса уполномочены комментировать адвокаты Андрея Ильича. Но c учетом текущего освещения в СМИ ситуации с уплатой ЧТПЗ налога на прибыль за прошлые периоды на фоне обвинения основному акционеру я хочу отметить, что какие-либо выводы о нарушении компанией действующего законодательства преждевременны и неправомерны. Ведь налоговая проверка по этому вопросу еще не завершена, и на сегодняшний день налоговый орган не предъявил предприятию каких-либо претензий.

- Нет ли, по вашей информации, у Комарова планов по выходу из состава акционеров ЧТПЗ или сокращению своей доли в компании?

- Насколько я знаю, нет, г-н Комаров не планирует выходить из состава акционеров либо сокращать свою долю в компании. Его доля является обеспечением обязательств в реструктуризации с участием государственной гарантии.

- Проявляют ли банки какую-либо встревоженность в связи с разбирательством в отношении Комарова?

- В начале, безусловно, тревога была, ведь банки оценивают риски, и их в большей степени волновало, как дело в отношении владельца повлияет на бизнес ЧТПЗ. Мы встречались с кредиторами, рассказывали, что происходит на предприятиях группы, и сейчас я не вижу проблем в общении с банками.

- Какова сейчас ситуация с долгом группы?

- За прошлый год совокупный долг компании снизился на 3 млрд рублей и теперь составляет порядка 100 млрд рублей. В результате завершенной в прошлом году реструктуризации кредитный портфель группы ЧТПЗ был структурирован в виде двух синдицированных кредитов общим объемом более 86 млрд рублей сроком на семь лет и облигационного займа в размере более 8 млрд рублей с выпусками срочностью от одного года до трех лет. В консорциум кредиторов вошли 13 банков, в том числе Сбербанк, Газпромбанк, Банк Москвы, Альфа-банк, Райффайзенбанк. Синдицированные кредиты обеспечены единым пулом залогов активов компании ЧТПЗ, а также государственными гарантиями на сумму чуть более 43 млрд рублей.

- Что вы планируете делать с долгом компании в текущем году – гасить или рефинансировать?

- В 2013 году мы досрочно погасили 2 млрд рублей по синдицированному кредиту, согласно графику в текущем году погашений нет, но мы, возможно, также осуществим досрочную выплату примерно в том же объеме.

- Сколько ЧТПЗ платит процентов в год по своим обязательствам?

- В текущем году мы заплатим порядка 11 млрд рублей.

- Нуждается ли сейчас ЧТПЗ в какой-либо госпомощи, может быть, в новых госгарантиях?

- Нет, как я уже ранее отметил, мы работаем нормально, стабильно. Если говорить про государственную помощь, то реальной поддержкой со стороны государства для нас, как и для всей российской трубной отрасли, является своевременное утверждение и реализация инвестиционных программ нашими крупнейшими компаниями с госучастием - "Газпромом" и "Транснефтью". Мы, как и другие трубные производители, ожидаем скорейшего старта газопроводного проекта "Сила Сибири", это будет лучшей поддержкой для отрасли, в этой связи надеемся на успешные российско-китайские переговоры на высшем уровне в мае по вопросу поставок российского газа в Китай.

- Ранее ЧТПЗ говорил, что рассматривает возможность расширения своего присутствия на зарубежных рынках, например в Казахстане. Ищет ли компания сейчас новые рынки сбыта?

- Мы всегда присутствовали и присутствуем на рынке Средней Азии, в первую очередь в Казахстане, и поэтому этот рынок новым для нас назвать нельзя. Но, с другой стороны, появляются новые потребители - это и казахские компании, и казахско-китайские, и узбекско-китайские. Эти компании строят трубопроводы, которые соединяют Среднюю Азию и Китай.

В определенном смысле новые игроки - это и новые рынки сбыта. По итогам 2013 года мы почти на треть увеличили объемы поставок своей продукции в страны СНГ, в том числе за счет этих проектов. Наверное, можно назвать новыми рынками для нас и расширение продуктовой линейки, что, соответственно, открыло нам новые возможности для сбыта.

Что касается дальнего зарубежья, то для ЧТПЗ эти рынки менее интересны из-за более высоких коммерческих расходов, так как мы находимся в глубине страны и это приводит к большим транспортным тратам. Но, тем не менее, мы продаем и в Иран, и в Европу и нацелены на дальнейшее расширение рынков сбыта в европейские страны и страны Ближнего Востока.

- ЧТПЗ остался без контракта на South Stream, почему так случилось, по вашему мнению? На участие в каких зарубежных тендерах компания рассчитывает в перспективе?

- Не выиграли мы по одной простой причине - мы не захотели снижать цену далее. Когда другие участники торгов стали снижать цены, мы посчитали, что для нас это уже невыгодно и что мы сможем внутри страны найти и заместить эти объемы заказами с более высокой рентабельностью. Это было осознанное решение с нашей стороны, и оно оправдалось, так как сейчас мы видим полную загрузку наших предприятий.

Достаточно много проектов, в которых мы уже участвуем и планируем принять участие в текущем году как в России, так и в СНГ. Для многих из них компания поставляла свою продукцию в прошлом году, в текущем году они предусматривают строительство новых ниток трубопроводов. Из новых проектов планируется участие во второй очереди магистрального газопровода Бейнеу - Бозой - Шымкент на территории Казахстана. Также мы рассчитываем, что будет реализован "Южный поток" на территории стран Европы, в тендерах которого мы, возможно, поучаствуем.

- Некоторое время назад появилась информация о том, что будет закрыт трубный трейдер СЕТП, считаете ли вы, как производитель труб, нужной деятельность такого посредника? ЧТПЗ выгоднее работать с заказчиком напрямую или через трейдера?

- Мы, в принципе, готовы работать по обеим схемам. Мы же в бизнесе. Мы стараемся продать больше и дороже. Если посредник говорит "Я вам дам лучшие условия", мы воспользуемся его предложением, почему нет. Ведь стоимость услуг трейдера - это не только непосредственно цена трубы, но еще и логистика, и другие затраты. Ну а, в принципе, удобнее работать, конечно, напрямую. Группа ЧТПЗ готова наращивать объемы прямых поставок в адрес газовой монополии.

- Какое-то время назад основатель СЕТП Иван Шабалов создал нового трейдера для международных тендеров проекта "Южный поток" (сухопутные участки в ЕС) - European Pipeline Engineering B.V. Считаете ли вы необходимой такую структуру и готовы ли участвовать в тендерах "Южного потока" через нее?

- Тут ровно такая же позиция, как я уже сказал: мы готовы сотрудничать с этой компанией, если это будет нам выгодно. Но сегодня еще не объявлены условия, как будут проводиться тендеры, и поэтому участие в этом проекте нам еще предстоит серьезно проанализировать. Хотя, безусловно, в деятельности European Pipeline Engineering есть определенная логика, потому что мы (российские производители. – ИФ) будем серьезно бороться с европейцами, которые ближе к проекту и будут, соответственно, давать хорошую цену.

- Как вы оцениваете итоги работы группы ЧТПЗ в прошлом году? Финансовые показатели за год несколько сократились, с чем это связано?

- Действительно, итоги оказались несколько ниже уровня 2012 года. В первую очередь, по нашим оценкам, на такую динамику повлиял сам рынок трубной продукции, объем которого в сортаменте ЧТПЗ сократился по сравнению с 2012 г. до 6,6 млн тонн с 6,9 млн тонн по совокупным отгрузкам производителей РФ и стран СНГ. Это, в свою очередь, отразилось и на нашей компании: реализация труб за прошлый год снизилась до 1,69 млн тонн с 1,74 млн тонн в 2012 году.

В наших основных сегментах – трубах большого диаметра (ТБД. – ИФ) и трубах нефтяного сортамента (OCTG. - ИФ) – суммарные итоги оказались на уровне предыдущего года, продажи ТБД были чуть больше за счет рынка СНГ, OCTG - чуть меньше. Здесь нельзя не упомянуть, что очень серьезную конкуренцию отечественной продукции составляют товары китайского производства и объемы поставок китайских труб OCTG продолжают увеличиваться. Китайские производители притесняют не только нашу компанию, а в целом отъедают кусочки на рынке.

Что касается консолидированных финансовых показателей, повторюсь, на них также сказались негативные тенденции на рынке в прошлом году. Кроме того, отрицательно на наших итогах сказалась курсовая разница.

- Какие ключевые проекты были реализованы трубным и сервисным дивизионами в прошлом году?

- Что касается трубного дивизиона, в 2013-м группа ЧТПЗ приняла участие во всех крупных проектах топливно-энергетического комплекса, в том числе, в проектах "Газпрома" “Южный коридор", Бованненково - Ухта, 2-я очередь, "Транснефти" - Заполярье - Пурпе, Куюмба - Тайшет, продуктопроводе Южный - Балык компании "Сибур"; в проекте "ЛУКойла" по обустройству нефтегазоконденсатного месторождения имени В. Филановского в Каспийском море; в трубопроводном проекте Средняя Азия - Китай, ветка C.

В группе компаний "Римера" хорошую динамику продемонстрировала сервисная сеть "Римера-Сервис", которая смогла повысить свою долю на растущем рынке за счет увеличения фонда обслуживаемых скважин. По итогам 2013 года компания продемонстрировала рост финансовых показателей за счет дивизионов сервиса и магистрального оборудования.

Отдельно хотел бы отметить проект "Белая скважина", который предлагает решение для увеличения добычи нефти на осложненном фонде и роста наработки на отказ оборудования для нефтедобычи благодаря синергии трубного и нефтесервисного дивизионов. В 2013 году начаты опытно-промысловые испытания проекта в компаниях "Томскнефть" и "ЛУКойл - Западная Сибирь" и зафиксированы положительные результаты с предложением по расширению сотрудничества с "Томскнефтью". В этом году ожидается вовлечение в проект компаний "Роснефть" и "Русснефть". Проект является дополнительным каналом сбыта для "Римеры-Сервис" и направлен на увеличение объемов продаж.

- Как компания отработала первый квартал текущего года?

- По итогам первого квартала наблюдалась тенденция прошлого года по сокращению общего объема отгрузок на трубном рынке: совокупные отгрузки производителей труб РФ и СНГ снизились на 1% - до 2,7 млн тонн по сравнению с I кварталом прошлого года. ЧТПЗ увеличил общие отгрузки на 7,5%, до 410 тыс тонн, за счет отгрузок ТБД. Драйвером роста в данном сегменте для нас явилось увеличение продаж в страны СНГ. Программа повышения эффективности, запущенная в 2013 году, позволила трубному дивизиону показать по итогам квартала хороший финансовый результат за счет снижения расходов. Что касается группы компаний "Римера", то "Алнас" (ОАО "Альметьевский насосный завод". - ИФ) увеличил выручку на 25%, позитивную динамику роста показал сервисный дивизион, увеличив выручку на 9% по сравнению с первым кварталом прошлого года.

- Какие у группы ЧТПЗ планы на этот год - финансовые, производственные?

- По объемам производства и выручки в трубном бизнесе мы планируем сработать примерно на уровне прошлого года. Так, выручка трубного дивизиона в текущем году прогнозируется в размере 93,1 млрд рублей при запланированном объеме реализации 1,787 млн тонн трубной продукции. По "Римере" по итогам 2014 года мы ожидаем увеличения выручки на 15%, до 20,1 млрд рублей, прежде всего за счет роста нефтесервисных услуг и увеличения отгрузок машиностроительных активов – заводов "Алнас" и "Ижнефтемаш" – в результате проведенного в прошлом году расширения производственных мощностей. Всего консолидированная выручка компании по нашим прогнозам превысит в этом году 116 млрд рублей, прогнозный показатель EBITDA – более 19 млрд рублей.

- Расскажите об инвестиционной программе группы ЧТПЗ на текущий год.

- В текущем году мы не планируем значительного увеличения объема инвестиций в капитальные вложения, он будет сопоставим с программой прошлого года, в соответствии с которой компания направила 3,8 млрд рублей на поддержание и развитие мощностей в трубном дивизионе, нефтесервисе и магистральном оборудовании. В нефтесервисном дивизионе была реализована программа расширения производственных мощностей на машиностроительных предприятиях, в первую очередь на заводе "Алнас", где была проведена реконструкция литейного производства. Кроме того, на чешском предприятии MSA (производит трубопроводную арматуру. – ИФ) мы совместно с местным правительством, которое взяло на себя часть затрат, запустили новый цех, что позволит нарастить объемы производства арматуры в высокомаржинальном сегменте на 20% и гарантировать высокое качество продукции.

В целом мы в большей степени будем ориентированы на экономию: так как общие объемные показатели не меняются, мы ищем выход в повышении эффективности работы компании.

- Какие шаги будут предприниматься в этом направлении?

- Как я уже упомянул, еще в прошлом году мы составили программу по оптимизации затрат и сокращению издержек. В текущем году мы внедряем на наших трубных предприятиях производственную систему "Белая металлургия" (БМ. - ИФ), которая была сформулирована и оцифрована с использованием как корпоративного, так и мирового опыта, в частности, опыта системы "Бережливое производство Lean". Корпоративную культуру ЧТПЗ в сочетании с БМ мы считаем одним из наших конкурентных преимуществ. Показатель соответствия корпоративной культуре БМ и соблюдения принципов производственной системы БМ с этого года включен в KPI всех руководителей. Мы ожидаем, что полномасштабное внедрение производственной системы БМ даст серьезные результаты уже в этом году.

- Во сколько вы оцениваете экономию и что она, собственно, может затронуть?

- В первую очередь речь идет о сокращении издержек, то есть об экономии на себестоимости производства, которая будет касаться в большей степени расходов основного материала. В результате на производство одной тонны трубы будет расходоваться меньшее количество металла. На этом направлении мы ожидаем по итогам 2014 года сэкономить порядка 1 млрд рублей.

Еще порядка 1,4 млрд рублей экономии планируем получить за счет сокращения суммарного количества различных издержек на одну тонну производства в электросталеплавильном комплексе.

В целом за счет комплексной реализации программы в текущем году экономия составит свыше 3,5 млрд рублей.

- Есть ли у вас планы по сокращению персонала?

- Работа по оптимизации численности персонала идет в обычном режиме, то есть мы будем сокращать численность, это произойдет прежде всего за счет совершенствования и оптимизации организационной структуры. Она коснется в том числе и управленческого персонала.