Дневник сельского священника

Черная комедия "Голгофа", выходящая в российский прокат, буквально переписывает законы жанра, наполняя сердца зрителей такой печалью, что впору оперировать понятием "катарсис не для всех"

Кадр из фильма "Голгофа"

Москва. 17 апреля. INTERFAX.RU - Говоря об ирландском кино, нам какое-то время назад приходила в голову ассоциация с драматургом и режиссером Мартином Макдонахом, автором фильмов "Залечь на дно в Брюгге" и "Семь психопатов", несмотря на то что Макдонах все-таки англичанин, пусть и ирландского происхождения. Теперь же более прочную ассоциацию с кинематографией Ирландии вызывает творчество его брата, Джона Майкла Макдонаха. Особенно сейчас, когда на экраны кинотеатров вышел его второй после черной комедии "Однажды в Ирландии" режиссерский полный метр "Голгофа". Премьера этого фильма, как и его предшественника, состоялась на Берлинском кинофестивале, в программе "Панорама", где он получил приз экуменического жюри.

Надо понимать, что призы экуменического жюри вручаются далеко не каждому фильму, а только тем, чья тема связана с христианством и - шире - со всем, что связано с человечностью, способностью людей проходить через самые сложные испытания, показывая тем самым силу человеческого духа. Надо постараться, чтобы представить себе любителя черного юмора Макдонаха в роли человека, который выходит на сцену за подобным призом. Тем не менее его фильм "Голгофа" блестяще доказывает, что жанр черной комедии способен охватывать подобную проблематику.

Главную роль в "Голгофе" исполнил Брендан Глисон, сыгравший главного героя и в предыдущем фильме Макдонаха. Но пропасть между этими характерами непреодолима - провинциальный священник в "Голгофе" является полной противоположностью его неконтролируемого полицейского из "Однажды в Ирландии". Джеймс Лавелль работает приходским священником в небольшой ирландской деревне и на одной из исповедей кто-то сообщает ему, что в детстве был изнасилован служителем церкви и что отвечать за это придется именно Джеймсу - через неделю он будет убит и за это время должен привести в порядок и закончить все свои дела.

С этого и начинается непростое путешествие Лавелля - он встречается с жителями деревни в надежде найти того, кто открылся ему на исповеди и отговорить его от совершения смертного греха. Но эти встречи провоцируют священника и на путешествие внутрь самого себя, и на попытку ответить на самый важный вопрос - что значит религия для людей и, в частности, католицизм для ирландцев. Неутешительные выводы заставляют священника задуматься: а нужно ли ему вообще сопротивляться неминуемой смерти?

Этот глубоко трагичный сюжет помещен в контекст провинциальной Ирландии, что в умелых руках Макдонаха не может не превратиться в комедию. Одновременно здесь можно заметить и параллели с фильмом Робера Брессона "Дневник сельского священника". Это пребывание режиссера на грани, где-то между философской драмой и циничной комедией, и делает "Голгофу" если и не великим, то уж точно выдающимся представителем трагикомичного жанра. Не последнюю роль в этом играет и Брендан Глисон: его Джеймс Лавелль получился настолько естественным, что зрителю ничего не остается, как пойти на Голгофу вместе с ним.

Обозреватель Артем Ушан

Новости