"Мой шофер отвезет тебя обратно в Бесстрашие"

В прокат выходит первая часть трилогии, снятой по книгам молодой американской писательницы Вероники Рот. Бойцовский сюжет на просторах антиутопии разыгрывается по всем канонам жанра, в эпизодах антигеройствует Кейт Уинслет

Кадр из фильма "Дивергент".

Москва. 9 апреля. INTERFAX.RU - С локализацией названия фильма Нила Бергера у российского прокатчика, кажется, на этот раз не возникло никаких проблем, а сокрушающийся над лексической фантазией ответственных за выпуск переводов заокеанского кино зритель может быть спокоен: "дивергент" - он и в Африке "дивергент".

Из небогатой фильмографии режиссера Нила Бергера в памяти легко всплывают его "Иллюзионист" и довольно занятные "Области тьмы" с Брэдли Купером и Робертом де Ниро. Уже эти две работы вполне отчетливо выявляют пунктик Бергера – штучки с фокусами и подсознанием. Взявшись за экранизацию первой части фантастического литературного триптиха Вероники Рот, Бергер не стал отказывать себе в разгуле воображения. Но что-то пока пошло не так. В общем, для фантазийных антиутопий про храбрых девушек и благородных юношей, действующих в жестких рамках непредвиденных обстоятельств, давно уже пора указывать возрастной ценз не только "от 12", но и "до…".

Правда, есть и хорошие новости: из кинотеатра в разговорную речь подростка наверняка перекочует изумительное слово "дивергент", а контуженные множественными фобиями взрослые, скорее всего, примут во внимание волшебную стоп-фразу "это все нереально", моментально прекращающую поток безобразных кошмаров, заливающих мозг во время сна.

По сюжету, в футуристическом Чикаго, достигнув шестнадцатилетия, все подростки должны сделать выбор в пользу одной из пяти фракций, на которые разделено современное общество. Группировки "Искренность", "Эрудиция", "Дружелюбие", "Бесстрашие" и "Отречение", как бы забавно это ни звучало, враждуют между собой. Самыми отпетыми рисуются "эрудиты" и "бесстрашные". И вот во время одной из классовых жеребьевок под предводительством хладнокровной стратегини Жаннин (Кейт Уинслет) перед важным выбором оказывается девочка с лицом тридцатилетней женщины Трис (Шейлин Вудли). Зрителю должно быть понятно, что все дальнейшее действие будет сосредоточено на ней - ну просто потому, что накануне она завалила важный тест подсознания, сильно расстроила папу с мамой (Тони Голдуин и Эшли Джадд) и, судя по всему, намерена идти своим путем, ведь закон нового пятиполярного Чикаго гласит: "Фракция важнее Крови".

Два с лишним часа хронометража "Дивергента" отведены под изнурительные тренировки, немигающие взгляды на крупных планах и бескомпромиссные пафосно-идиотские диалоги. Практически все время герои находятся в подземном тренировочном лагере, где основным мерилом времени, кажется, становятся кулачные схватки и походы в кабинет, оснащенный аппаратом для "пенетрации" в подкорку мозга новобранцев фракции. Увлекательнее наблюдения за военной подготовкой не становятся, даже когда в ближайшем к Трис круге обнаруживается романтическое напряжение. Лирически настроенный "громоотвод" и одновременно один из руководителей подразделения Бесстрашных Фор (Тео Джеймс из сериала "Аббатство Даунтон") чуть раньше, чем все остальные, замечает "необычность" Трис, в нужный момент скидывает рубаху и, поигрывая раскачанными мышцами спины, демонстрирует напуганной девушке свои татуировки, обозначающие его внутреннее стремление не принадлежать ни одной из фракций, он просто хочет быть всем сразу.

Трис это подходит, потому что изредка появляющаяся в кадре антагонистка в лице Кейт Уинслет примерно одновременно с Фором поняла, что имеет дело с пресловутым "дивергентом". Так наступает долгожданное время финальной разборки, которая по предсказуемости драматургии и вялости движений не оставляет сомнений: некоторые бестселлеры не стоит экранизировать. Что на этом проекте случилось с Нилом Бергером, сказать сложно, но отчаяние студий, устремившихся додаивать поджанр фантастических франшиз, вполне объяснимо, а за чужие "голодные игры", к сожалению, придется платить зрителю.

Обозреватель Полина Грибовская

Новости