Владельцы полисов ОСАГО смогут выбрать ремонт автомобиля вместо денег

Предложение содержится в проекте правительственных поправок в закон об обязательном автостраховании. Ожидается, что они будут приняты летом

Правительство России подготовило изменения в закон об ОСАГО.
Фото: РИА Новости, Артем Житенев

Москва. 5 марта. INTERFAX.RU - Правительство России подготовило поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), которые позволят автовладельцам выбрать, в какой форме получать страховую компенсацию — деньгами или в виде ремонта автомобиля.

Такое предложение содержится в проекте правительственных поправок в закон об ОСАГО, текстом которого располагает "Интерфакс". Поправки прошли этап согласований и планируются к внесению правительством на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению.

До сих пор выплаты в ОСАГО производились только деньгами. Если инициатива правительства и Минфина будет поддержана, автовладельцы смогут договариваться со страховщиками о замене выплат ремонтом автомобиля. Такая практика осуществляется в добровольном имущественном автостраховании.

В проекте документа отмечается, что сервисную техстанцию можно будет выбрать из тех, с которыми у страховщика заключен договор. Страховщик должен будет выдать направление на ремонт в течение 20 дней с момента получения заявления на выплату.

В документе также содержится положение, согласно которому "задержка страховщиком оплаты восстановительного ремонта машины не является основанием для просрочки передачи потерпевшему транспортного средства". То есть взаимоотношения не должны сказываться на исполнении техцентром своих задач. Вместе с тем у ремонтников, согласно поправкам, есть право требовать компенсации произведенных расходов со страховщика.

Если техцентр не соблюдает сроки, водитель получает право предъявить требование об уплате неустойки, говорится в поправках правительства к закону об ОСАГО.

Глава экспертного совета при комитете по финансовому рынку Госдумы Александр Коваль, комментируя в интервью "Интерфаксу" эту инициативу, заявил, что, "несмотря на внешнюю привлекательность, эта новация может послужить поводом уклониться от ответственности для страховщика, который сочтет свою миссию завершенной после выдачи направления на ремонт". "Дальше, получается, водителю самостоятельно потребуется разбираться с техцентром, с которым он не имеет прямого договора на оказание услуг", — добавил он.

Со своей стороны заместитель департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева считает подобные опасения напрасными. "Новый порядок подразумевает, что водитель выступит третьим лицом по договору, который заключен между техцентром и страховщиком ОСАГО. Кроме того, помимо направления на ремонт, у водителя на руках окажутся документы о получении автомобиля из ремонта. С этими документами он направится в техцентр, ели вдруг вскроются какие-то недостатки, — пояснила она. — Все процессы, в том числе согласование объемов ремонта и его стоимости, будут обсуждаться тремя сторонами, включая страховщика. Однако у водителя появляется возможность определить уже непосредственно с техсервисом стоимость ремонта, который необходим, но либо не является следствием конкретного страхового события, либо выходит за границы ОСАГО". — пояснила она.

В поправках в закон об ОСАГО специально проводится водораздел между повреждениями, полученными автомобилем до страхового события по ОСАГО, и повреждениями, ставшими следствием наступления конкретного страхового случая.

Представитель автосервиса, комментируя нововведение "Интерфаксу", заявил, что "ремонтники относятся к новому порядку выдачи направлений в рамках ОСАГО на ремонт скорее положительно". "Впрочем, значительного расширения ремонтного потока мы не ожидаем. Скорее, произойдет перераспределение потока заказов на ремонт между видами автострахования — каско и ОСАГО", — добавил он.

По словам представителя техцентра, все процедуры после направления на ремонт машины по полису ОСАГО будут реализовываться по аналогии с урегулированием в автокаско, но с учетом особенностей правил страхования в ОСАГО.

Собеседник агентства признал, что чаще всего страховщики оплачивают услуги сервисов после того, как клиент заберет машину из сервиса. Отсутствие средств у страховщика в связи с потерей лицензии, к примеру, может привести к ситуации возникновения дебиторской задолженности у автосервиса. "Однако мы внимательно анализируем платежную дисциплину страховщиков-партнеров. Как только возникают случаи задержки выплат за ремонт направляемых к нам транспортных средств, техцентром вводятся санкции, страховщику отказываем в приеме автомобилей на ремонт", — сказал он.

Собеседник агентства также напомнил, что в истории взаимоотношений автостраховщиков и техсервисов были разные периоды: "Когда-то техцентры диктовали условия страховщикам, поскольку спрос на услуги превышал предложение. Сегодня иная ситуация, и автосервисы заинтересованы в максимальном числе партнеров из числа страховщиков".

Ожидается, что правительственные поправки в законы об ОСАГО и об организации страхового дела могут поступить в Госдуму в марте. Их рассмотрения и принятия Госдумой По словам Коваля, при благоприятном развитии событий можно ожидать, что поправки будут рассмотрены и приняты до конца весенней сессии Госдумы, то есть летом.

Новости