Феномен, рок-звезда и просто "эта девочка…"
Что вы знаете о Валерии Гай Германике? Скорее всего, многие не знают ничего. А, между тем, "эта девочка" документальным фильмом сразила Канны, а теперь представляет свой первый игровой фильм
Москва. 30 сентября. INTERFAX.RU - Юная Валерия Гай Германика несколько лет назад стала настоящим открытием в мире документального кино. В мире, о котором простой зритель практически ничего не знает, и даже если попытается узнать – это будет крайне сложно. В широкий прокат документальное кино российского производства не выходит, на DVD его найти практически невозможно (даже на вездесущей "Горбушке"), на ТВ крутят суррогат, состоящий из порой некачественных репортерских материалов и поднадоевших реконструкций событий. Документальное кино доступно разве что на фестивалях, куда тоже не каждый попадет, да еще, возможно, в "Кинотеатре.doc" - и тут можно найти массу оговорок по доступности.
Стать знаменитостью, причем скандальной, в этой сфере, как видите, практически невозможно. Германике это удалось: "Эта девочка с сережкой в носу…", "Да, эта девочка, снявшая фильм про садомазохистов", "Эта девочка, получившая в 23 года уже несколько призов в Каннах", "Эта девочка…"
Эта девочка пришла на встречу со студентами МГУ в преддверии выхода ее первого игрового фильма "Все умрут, а я останусь" и с горечью и вырывающимся матерком признавала, что критики говорят в первую очередь о ней самой, а не о ее творчестве.
А что тут поделать? Она сама призналась, что хочет, по большому счету, быть рок-звездой. А рок-звезды, они как чукчи: что вижу, то пою. Ее фильмы – это история ее жизни, это окружающий ее мир, это ее семья. Все это без капли неуверенности и показухи, на ее фильмах можно поставить штамп "без тени фальши". Она искренна до изнеможения, до предела. Искренна так, что иногда противно смотреть, как было это с одной известной народной артисткой на крупном российском фестивале: она просто ушла на середине фильма "День рождения инфанты", вся трясясь от гнева и закрыв лицо руками.
Шокирующая искренность фильмов "Сестры" и "Мальчики" вызывает у зрителя чувство стыда и собственной закомплексованности. А для Валерии Гай Германики – это путь самоопределения и становления. Прежде всего, как личности, а даже не как режиссера. "Сестры" - это она сама и ее сводная старшая сестра. У них обеих было, мягко говоря, "неспокойное" уличное и подъездное детство, мать пила. И вот старшая сестра сидит в полубессознательном от водки состоянии и разговаривает с младшей, у которой камера в руках. Она просит выключить камеру, перестать все записывать, она плачет, ей больно. Но камера не выключается, фиксирует каждую слезу, каждую каплю, каждое выдавленное болью слово. Этот фильм Германика сняла за одну ночь. Как она призналась, иначе ее выгнали бы из "Интерньюса", где она училась в мастерской Марины Разбежкиной, за "ничегонеделанье". Поразительно, как хоум-видео, такое плоское с одной стороны и ни к чему не обязывающее, охватило колоссальное количество проблем нашего несчастного российского общества: трагедию общего через реальное частное.
Можно тысячу раз проклясть эту двадцатитрехлетнюю девочку за черствость, с которой она держит камеру, но и столько же раз пропеть ей хвалу за то, что в любом проявлении жизни, даже таком неприглядном, какое открывается в ее фильмах, она дает зрителю пищу для "несиюминутного" размышления. Причем это пища, как оказалось, может перевариваться не только отечественным населением, но и западным зрителем. В частности фильм "Девочки" был принят в Каннах на ура, игровой "Все умрут, а я останусь" получил два специальных приза.
Конечно, самым надоевшим ей вопросом на иностранном фестивале стал "а что, у вас в России и, правда, так живут?". А что тут лукавить? Правда.
Правда, что четырнадцатилетние девчонки сидят в подъездах и тыкают себя ножами по венам, хлещут баночные коктейли, на которые всем миром собирают мелочь, правда, что жирно красят черным карандашом глаза и протыкают себе пупок в родительской спальне. Это вам не сказки про Алису Селезневу и мальчиков-электроников, про пионеров-энтузиастов и про то, что "вам и не снилось". Время меняется, а молодое поколение режиссеров жестоко его фиксирует. Наши "Девочки" - это их "Детки". Такое кино для нас непривычно, такое русское кино непривычно для Запада. Удивительно в феномене Германики еще и то, что ее творчество с одной стороны признано высочайшим мастером кинодокументалистики Мариной Разбежкиной, известной своими религиозными и философскими работами, а с другой стороны - первый игровой фильм, который выходит в широкий прокат 23 октября, она сняла под патронажем мастодонта российского кинопроизводства Игоря Толстунова. Почему такие разные художники заинтересованы в ее творчестве? "У них просто хороший вкус", - говорит Германика.
Обозреватель Клара Саева