"Территория" молодых
Театр, музыка, танцы, лекции, медиа-перфомансы – в рамках фестиваля "Территория", проводящегося в Москве уже в третий раз, синтез различных видов искусств есть норма и правило
Москва. 26 сентября. INTERFAX.RU - Фестиваль "Территория", придуманный два года назад Кириллом Серебренниковым, Евгением Мироновым, Романом Должанским и их друзьями и коллегами по цеху, пройдет в Москве уже в третий раз. В этом году он откроется 30 сентября. Организаторы снова привозят в Москву полторы сотни студентов со всех регионов России и гордо именуют себя "фестиваль-школа".
Практика приглашать, оплачивать дорогу и проживание студентам провинциальных театральных ВУЗов не только прижилась на "Территории", но и начала давать свои первые плоды. Те, кто в начале приезжал в качестве зрителей, сегодня уже полноправные участники программы фестиваля. В этом, по мнению Серебренникова, и есть основная функция его детища - развеять миф о том, что весь культурный процесс в нашей стране сосредоточен только в Москве, помогая реализовывать и показывать свои идеи молодым талантам из остальной России.
На открытие фестиваля приезжают лондонские видео-кудесники Addictive TV, не раз удостаивавшиеся звания "лучшие ви-джеи мира" по версии журнала DJ MAG и ответственные за главный в мире фестиваль видеоарта Optronica. Используя новейшие видеотехнологии, художники из Addictive TV добиваются поразительного результата - изображение полностью синхронизируется с музыкой и каждому звуку соответствует определенный кадр. Мастерство англичан не ушло от внимания голливудских студий и сейчас, между выступлениями в самых разных точках планеты, они создают совершенные трейлеры многомиллионных блокбастеров.
В основной программе нынешней "Территории" два безусловных хита - спектакль французского хореографа Жозефа Наджа "Антракт" и танцевальный перформанс южнокорейского театра "Садари", поставленный по мотивам пьесы Бюхнера "Войцек" и наделавший немало шума на Эдинбургском театральном фестивале в прошлом году. И тот, и другой - это экспериментальный театр, синтезирующий элементы других видов искусств - от цирка и литературы до инсталляций - в одно целое.
Вообще, синтез большинства видов искусств присущ и всему фестивалю. Помимо театра программа "Территории" включает в себя лекции (Анатолий Осмоловский, "Между театром и перформансом"), ворк-шопы (открытая репетиция оперы Леонида Десятникова "Бедная Лиза"), фотовыставки ("100 % SKATE & SNOW"), медиа-перформансы (Петр Быстров и Кирилл Преображенский, "Чтобы руки были сильными, надо рвать бумагу пальцами. Это скажет вам любой атлет"), современный танец (По.в.с.танцы, "Ночи и дни"), живая и электронная музыка (Eject Project, F.R.U.I.T.S.). В общем, все, что могут вместить в себя десять дней и несколько театральных площадок, концертных залов и галерей.
Закрытие фестиваля, которое растянется на два дня, обещает стать не менее интересным, чем открытие и основная программа. Кирилл Серебренников вместе с еще одним знаменитым организатором "Территории" - дирижером Теодором Курентзисом - заказали двум актуальным композиторам, греку Андреасу Мустукису и русскому Алексею Сюмаку, два симфонических произведения, которые и поставили в лабиринте подземных винных складов бывшего Московского винзавода, ныне превращенного в Центр современного искусства. Все, кто сможет попасть 10 и 11 октября на Винзавод, увидят, возможно, единственные показы симфонии Мустукиса "Богини из машины (Deae Ex Machina)" и оперы Сюмака "Станция".
Обозреватель Артем Ушан