Бензиновый рай остается в мечтах

Российские автомобилисты в ближайшее время не почувствуют изменения цен на бензин, считают эксперты. Колебания в цене будут несущественны - в рамках разницы цен на АЗС компаний

Фото: Reuters

Москва. 25 сентября. INTERFAX.RU - В ближайшее время изменений розничных цен на бензин не предвидится, утверждают опрошенные "Интерфаксом" участники российского топливного рынка и банковские аналитики. Эксперты ожидают лишь незначительных колебаний в цене.

Между тем в сентябре на рынке наблюдалось снижение оптовых цен. Так, средняя оптовая цена на бензин марки Аи-92 на свободном рынке нефтепродуктов за первые 3 недели сентября снизилась на 5,9% - до 21,233 тыс. руб. за тонну. По данным мониторинга Русского топливного агентства (РТА), бензин А-76 за период подешевел на 6,9% до 20,362 тыс. руб. за тонну. Цена дизельного топлива упала на 5,4% до 20,371 тыс. руб. за тонну.

При этом относительно конца декабря рост оптовых цен на бензин Аи-92 составил 2%. Стоимость бензина марки А-76 в среднем с начала текущего года поднялась на 12,4%, дизельного топлива - на 3,9%.

В середине сентября цены на нефть внутри страны с поставкой на октябрь составляли 3500 руб./т (на узлах учета Западной Сибири). Для сравнения с поставкой в августе они составляли 10000 руб., в сентябре - 7300 тыс. тонн. Причиной столь резкого снижения внутренних цен на нефть стали панические настроения среди производителей нефти.

Дело в том, что себестоимость добычи находилась на уровне 2000-2500 руб./т, а налоги - 3700 руб./т. Падение цен на мировом рынке до $90 усугублялось ожиданием нового максимума экспортной пошлины на нефть, которая с 1 октября должна была составить $485,8 за тонну. В таких условиях экспорт нефти стал бы убыточным, и в середине месяца нефть на Западной Сибири продавалась с премией 1200 руб. против экспорта.

Однако правительство решило применить новую ставку таможенной пошлины с 1 октября на уровне $372 за тонну. Снижение экспортных пошлин увеличило привлекательность экспорта и нефтяники начали поднимать цену на нефть для переработки на октябрь до сентябрьского уровня (цены на внутреннем рынке выросли до 7500 руб. за тонну). Тем не менее, несмотря на корректировку цен на октябрьскую нефть, предпосылок для резкого изменения цен на нефтепродукты сегодня нет, утверждают эксперты.

Половина опрошенных "Интерфаксом" специалистов ожидают незначительного снижения розничных цен на автомобильное топливо. Руководитель отдела региональных рынков исследовательской группы "Петромаркет" Анатолий Каретников отмечает, что "розничные цены на бензин могут незначительно провалиться, но в целом будут стоять на месте, хотя возможны некоторые колебания в сторону снижения".

По словам генерального директора консультационной компании "ИнфоТЭК" Натальи Шуляр, возможно снижение цен на бензин на 30-40 копеек. "По-видимому, розничные цены не будут падать. Возможны колебания, однако автомобилисты этого изменения не почувствуют - колебания буду в рамках разницы цен на АЗС разных компаний", - отметила она. Глава компании подчеркнула, что если бы не меры по снижению экспортной пошлины на нефть, возможно, для восстановления потерь при экспорте, нефтяные компании переключились бы на внутренний рынок, однако сейчас этой ситуации не будет.

Между тем директор одной трейдерской компании прогнозирует снижение розничных цен на бензин на 3-7% в связи с понижением оптовых цен. По его словам, постоянное снижение оптовых цен на бензин - тенденция последних трех месяцев - продолжится и в ближайшее время.

Аналитик инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Валерий Нестеров предположил, что особого скачка цен не произойдет, цены на бензин будут расти, однако темпами, не превышающими инфляцию. Дело в том, считает аналитик, что полученные от понижения экспортных пошлин на нефть дополнительные средства нефтяные компании будут вынуждены потратить на развитие добычи, сдерживание цен на бензин, мазут и другие меры, которые может от них потребовать правительство.

Одновременно большинство экспертов подчеркивают, что, учитывая общую нестабильность рынка, сложно давать конкретные прогнозы его развития. "Сейчас цены должны бы были остановиться на одном уровне, однако из-за вмешательства государства становится невозможным делать прогнозы", - заключил исполнительный директор Московской топливной ассоциации (МТА) Григорий Сергеенко.

Новости