Прагматизм берет верх над эмоциями

Глава российского МИД Сергей Лавров рассказал о своей встрече с госсекретарем США Кондолизой Райс, которая стала первой после событий на Кавказе

Фото: Reuters

Москва. 25 сентября. INTERFAX.RU - Прагматизм берет верх над эмоциями - к такому выводу пришел после встречи с госсекретарем США Кондолизой Райс глава российского МИД Сергей Лавров.

"Из-за противоречий по Кавказу мы не должны прерывать наше сотрудничество в важных областях. Совершенно ясно, что прагматизм в наших отношениях берет верх над эмоциями, возникших после агрессии Грузии против Южной Осетии", - сказал Лавров после беседы на встрече в Совете по международным отношениям с экспертами и политологами.

Он сообщил, что с Райс обсуждались ядерные проблемы Ирана и Северной Кореи. Отметив, что в США есть список тем, по которым они хотят сотрудничать с Россией, и тем, по которым они не хотят сотрудничать, Лавров заявил, что Западу следует понять - нельзя одновременно пытаться наказать Россию и сотрудничать с ней.

Лавров подчеркнул, что ни о какой изоляции России не может идти речи. "Эти разговоры отражают логику однополярного мира, – считает он. - Я никогда не получал такого количества просьб о встречах, как в ходе нынешней сессии Генассамблеи ООН. Интерес к мнению России в мире огромный".

Ранее МИД РФ призвал США определиться, чего Вашингтон хочет от отношений с Москвой. "Очень хотелось бы, чтобы в Вашингтоне, наконец, определились, что же они хотят от отношений с Москвой", - заявил официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко, отвечая на просьбу российских СМИ прокомментировать предложение официального представителя госдепартамента США Шона Маккормака Москве отложить в сторону любые вопросы, по которым у США и России имеются разногласия, и работать в тех областях, где две страны могут сотрудничать, например по Ирану.

"Если хотят "наказать" Россию, то это одно. Если согласны с тем, что у нас есть совпадающие интересы, которые надо продвигать совместными усилиями, тогда это другое. Но, говоря словами Райс, нельзя "иметь и то, и другое", - пояснил в связи с этим Нестеренко.

Он подчеркнул, что в Москве "всегда выступали против того, чтобы делать наши отношения заложником разногласий по отдельным вопросам". "Но тут требует прояснения позиция американской стороны. Что она понимает под "другими вопросами"?", - сказал дипломат.

"Мы готовы работать по Афганистану, но по настоянию Вашингтона заморожена деятельность Совета Россия-НАТО, где афганская проблематика - в числе центральных. Как понимать блокирование Вашингтоном проведения целого ряда запланированных японским председательством мероприятий "Группы восьми", включая встречи Римской/Лионской группы по борьбе с терроризмом и оргпреступностью, Группы экспертов по нераспространению, министров сельского хозяйства по продовольственной безопасности и серии встреч в рамках Хайлигендаммского процесса, где "восьмерка" осуществляет взаимодействие с традиционными партнерами по диалогу - Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой и ЮАР", - отметил Нестеренко.

"Широкий круг такого рода тем, где налицо высокая степень общности интересов, включая, кстати, и иранскую ядерную программу, традиционно служит предметом рассмотрения на встречах мининдел "Группы восьми", проводимых ежегодно "на полях" сессий Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Такая встреча в этом году не состоится, опять же, как мы понимаем, по настоянию США. Жесткой политизации с американской стороны подвергаются и такие вопросы, как вступление России в ВТО и ОСЭР, о чем громогласно заявила госсекретарь Райс в своей "почти фултонской речи" 18 сентября в Вашингтоне", - добавил официальный представитель МИД РФ. Он отметил, что "подвешивая работу целого ряда многосторонних форумов по широкой повестке дня, США в то же время добиваются срочной встречи "шестерки" по иранскому вопросу".

"Разумеется, мы привержены всем имеющимся договоренностям по Ирану и будем продолжать работу по достижению общих целей, хотя между нами имеются разногласия тактического свойства", - подчеркнул Нестеренко.

Он напомнил о высказывании президента России Дмитрия Медведева на встрече с участниками Валдайского форума 12 сентября о несвоевременности введения новых санкций против Ирана. "Сейчас есть реальные шансы для дальнейшей дипломатической работы, что подтверждает и МАГАТЭ, за которым -решающее слово в "ядерных делах", - отметил официальный представитель МИД РФ.

"Так что какого-то "пожара", который требовал бы, в разгар предельно насыщенной недели на Генассамблее ООН, "бросить" все остальное и срочно встречаться для обсуждения иранской ядерной программы, мы не видим", - подчеркнул он.

Судя по всему, и остальные партнеры по "шестерке" ( в нее входят Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция) в данном случае согласны с логикой России и не видят необходимости в экстренной встрече по ядерной программе Ирана.

Встреча "шестерки" по ядерной программе Ирана в ходе Генассамблеи ООН не была отменена, потому что не была назначена, констатировал накануне Лавров.

"Мы сочли необходимым отложить ее проведение, потому что эта министерская неделя в ООН перенасыщена событиями, которые давно согласованы, - сказал российский министр. - Просто не получилось собраться вшестером. Да и состояние вопроса об иранской ядерной программе не требует от нас экстраординарных мер.

Прояснением вопросов об иранской ядерной программе занимается МАГАТЭ, сказал глава дипведомства РФ. "Иранская сторона продолжает сотрудничать. Хотя мы бы хотели, чтобы это сотрудничество было более эффективным, более быстрыми темпами, но каких-то кризисных явлений в этом переговорном процессе мы не видим", - заявил Лавров.

Ранее замглавы МИД России Сергей Рябков заявил: "Нет никакой гарантии того, что заседание состоится. Мы не можем согласиться с нашими партнерами, которые призывают сделать упор на санкционном треке и начать разработку новой санкционной резолюции", - сказал он "Интерфаксу".

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости