Время жатвы

В ограниченном прокате с прошлой недели фильм "Колоски" Владислава Пасиковского - один из самых интересных и противоречивых польских фильмов последнего времени

Франтишек Калина возвращается в родную Польшу после 20 лет жизни в США и обнаруживает, что его брат Йозеф стал изгоем, которого ненавидят все жители их деревни. Причина этого в том, что тот обнаружил надгробные плиты старого еврейского кладбища, которые используются в качестве фундамента для дороги и множества других бытовых нужд крестьян, выкопал их и установил на собственном пшеничном поле. Вместе, пытаясь узнать больше о происхождении этих надгробий и вообще истории живших на этой земле до Второй мировой войны евреев, братья Калина открывают такую страшную тайну, что становится понятно, почему никто не хочет, чтобы о ней узнали за пределами этой деревни.

Фильм "Колоски" снял польский режиссер Владислав Пасиковский, которому не в первый раз приходится работать с темными сторонами истории собственной страны, в частности с событиями, которые произошли на территории Польши во времена оккупации немецкими фашистами. В 2007 году Пасиковский принял участие в написании сценария к фильму Анджея Вайды "Катынь" о расстреле советским НКВД тысяч польских офицеров весной 1940 года. Тогда этот фильм получил номинацию на премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке и множество других наград и номинаций на различных кинофестивалях по всему миру. Собственная режиссерская работа Пасиковского не удостоилась такого количества фестивального внимания, но этот факт совершенно не мешает ей быть одним из самых интересных и противоречивых польских фильмов последнего времени.

Парадоксальным образом противоречивость "Колосков" и делает фильм Владислава Пасиковского свободным от какой-либо критики. Точнее, вся возможная критика в его адрес теряет всю свою силу под давлением темы, за которую взялся режиссер. Темы, возможно, одной из самых важных в современном обществе, о которой еще будет написана наверняка не одна книга. Приметы внутреннего фашизма, о котором идет речь в "Колосках", можно встретить на каждом шагу и сегодня в любой европейской стране, но тогда, в обстоятельствах экстремальных, это явление проявило свои самые худшие черты. Не менее страшным оказывается и то, что память о тех событиях мало изменила сознание человека современного, и фильм Пасиковского рассказывает как раз об этом.

Жители польской деревни, представители католической церкви, сотрудники полиции - никто из них не готов посмотреть правде в глаза и признать ошибки своих отцов и дедов. Более того, никто из них, похоже, и не считает, что тогда были совершены какие-то ошибки. Режиссер не стесняется показывать свою неприязнь к темному крестьянству и изображает его представителей некрасивыми, злыми и агрессивными людьми. Но и своих героев он не противопоставляет массе.

Франтишек, хоть и живет в Чикаго, работает на стройках и асбестовом заводе, то есть его нельзя отнести к образованному среднему классу, и по началу даже уговаривает своего брата отказаться от своей деятельности по спасению еврейских надгробий. Который, к слову, и себе не может объяснить эту свою навязчивую идею. И этим уравниванием героев с антигероями Владислав Пасиковский дает надежду на то, что человечество еще может встать на путь выздоровления.

Обозреватель Артем Ушан

Новости