Кризис уравнял столицы и провинцию в бедности

Благодаря кризису российской провинции удалось немного ликвидировать отставание по большинству экономических показателей от Москвы. Это может создать у жителей относительно слабых регионов завышенные ожидания, опасаются эксперты

Фото: Reuters

Москва. 3 декабря. FINMARKET.RU - Кризис снизил роль крупнейших финансовых центров в экономике страны, дав шанс на более быстрый рост менее развитым регионам, отмечают в докладе "Проблема сдвигов в региональной структуре экономики России" эксперты Аналитического центра при правительстве России.

Правда, пока относительное сокращение диспропорций в экономическом развитии разных территорий происходит преимущественно за счет перераспределительного механизма федерального бюджета: трансферты из него развитым регионам сокращаются, следовательно, относительно больше от общего объема трансфертов достается самым слабым.

Аналитический центр при правительстве РФ

Аналитический центр при правительстве РФ

Бизнес повернулся спиной к Москве и Петербургу

  • Доля валового регионального продукта (ВРП) Москвы в суммарном ВРП всех регионов России снизилась с 24,3% в 2007-м до 22,1% в 2011 году.

  • Позиции Санкт-Петербурга, напротив, немного укрепились: его доля выросла с 4,2% до 4,6%.

  • На 0,5 п. п. выросла также доля развитых регионов, опирающихся на добывающую промышленность, и среднеразвитых аграрно-промышленных территорий.

  • По объему инвестиций в сопоставимых ценах финансово-экономические центры так и не вышли на уровень 2007 - 2008 годов, в то время как среднеразвитые и менее развитые регионы уже на 20% превысили предкризисный уровень.

  • 45% абсолютного прироста суммарного объема инвестиций в 2009 - 2011 годах в группе среднеразвитых регионов обеспечили всего два субъекта - Краснодарский край благодаря строительству олимпийских объектов и Приморский край, принимавший АТЭС.

  • Но Москву обходит стороной и обрабатывающая промышленность. Доля столицы в обработке за 2007 - 2011 годы рухнула с 13,5% до 10,5%, а роль среднеразвитых промышленно-аграрных территорий, напротив, выросла на 1,8 п. п.

Аналитический центр при правительстве РФ

Аналитический центр при правительстве РФ


Потребительская уравниловка

Происходит постепенное выравнивание величин среднедушевых потребительских расходов по типам регионов. Это связано с тем, что потребление в высокоразвитых регионах растет медленнее: за 2007 - 2011 годы отношение к среднероссийскому уровню снизилось с 1,79 до 1,64, а в менее развитых регионах оно, наоборот, выросло с 0,50 до 0,66.

В Москве почти не растет обеспеченность населения жильем. Площадь жилья на каждого жителя здесь меньше средней по стране и продолжает падать: за 2003 - 2011 годы с 92% до 81% от среднероссийского показателя. Даже в Санкт-Петербурге этот показатель стабильно превышает среднероссийский уровень. Зато в Московской области обеспеченность жилым фондом за тот же период выросла с 23 до почти 30 кв. м/чел.

Выравнивается провинция со столицей и по уровню автомобилизации: в 2003 году по числу легковых машин на 1000 жителей показатель Москвы составлял 1,4 от среднероссийского, а в менее развитых аграрных регионах — 0,5; по итогам 2011 года эти показатели изменились до уровней 1,2 и 0,6 соответственно.

Эффект выравнивания

Авторы исследования увидели определенные риски, связанные с эффектом выравнивания душевых показателей потребления и ВРП.

"Это может тормозить рост в развитых регионах и создавать завышенные ожидания на будущее в менее развитых", - отмечается в докладе.
Падение подушевых показателей развития, в том числе ВРП на душу населения, может объясняться продолжением сильного перераспределения населения между разными типами регионов. Так, в период 2007 - 2011 годов почти на 1 млн человек выросло население финансово-экономических центров, при этом 0,8 млн жителей потеряли среднеразвитые регионы. Главная причина - внутренняя миграция.

Александр Голяшев, эксперт Аналитического центра при правительстве РФ

"Как меняются уровни развития разных типов российских регионов после начала в 2012 году замедления экономического роста, можно будет сказать в январе - феврале 2014 года, когда выйдут данные за прошлый год. Но общее наблюдение - в годы замедления экономики уровни развития выравниваются. Это общеэкономическое наблюдение действительно не только для России.

Связано это с тем, что более сильные регионы, имеющие высокие темпы роста в годы развития, сильнее замедляются, а в более бедных регионах в принципе почти нечему замедляться, да их еще приходится сильнее централизованно поддерживать в трудные годы.

В 2013 году объемы федеральных трансфертов сильным регионам резко сократились, а бедным - выросли. Поэтому по данным за 2012 - 2013 годы мы увидим, что российские регионы стали еще чуть-чуть ближе друг к другу по уровню развития.

Если экономический рост вновь ускорится, то вперед опять уйдут традиционные локомотивы. Но это картина в целом, а всегда есть еще истории успехов, истории неудач. Отдельные регионы из числа средне- и малоразвитых, если они будут вести грамотную политику, могут стать новыми локомотивами".

Александр Дерюгин, директор Центра исследования региональных реформ Российской академии народного хозяйства и госслужбы

"Выравнивание на фоне падения экономики – это из серии "нет худа без добра". Позитива в этом нет. Было бы лучше, если бы бедные регионы догоняли богатые, демонстрировали более высокие темпы роста, чем богатые. А в кризис выравнивание происходит с другой стороны: богатые опускаются ближе к бедным. Это негативное выравнивание экономического развития.

Выравнивание происходит в основном за счет того, что в кризис богатые регионы сильнее падают. Им есть куда падать: у них есть работающие производства с высокой добавленной стоимостью, экономический потенциал. В экономически сильных регионах в кризис прежде всего падает налог на прибыль, иногда даже в несколько раз. Крупные регионы от этого налога даже сильнее зависят, чем более слабые. НДФЛ в кризис не сильно снижается.

Слабые регионы в большей степени зависят от сельского хозяйства, которое в кризис сильно не падает: кризис не кризис, а кушать хочется. Они в большей степени зависят от погодных условий.

Даже в 2009 году многие бедные регионы демонстрировали экономический рост. Было бы хуже, если бы они тоже не росли. Но это не было показателем благополучия в этих регионах. Они хорошо росли, потому что упали богатые".

Ирина Ильина, директор Центра региональных исследований ВШЭ

"Нельзя рассматривать результаты экономического роста в отрыве от федеральной региональной политики и политики самих регионов. Я поддерживаю точку зрения экспертов, связывающих снижение инвестиционной привлекательности многих ранее сильных регионов - столиц, городов миллионников, Татарстана - со сложным инвестиционным климатом, высокими административными барьерами.

В некоторых регионах эту проблему решили. Но сделали это по-разному: одни это делали за счет совершенствования институциональной среды, а в некоторых регионах это достигается за счет индивидуальных особенностей людей, находящихся у власти. Личность губернатора имеет значение.

Разброс регионов по уровням экономического роста фантастический. Но вывести какую-то закономерность очень сложно. Мы пытались найти связи между экономическим ростом регионов и качеством регионального управления. Пока однозначных факторов найти не удалось, прямой корреляции нет. Слишком многое влияет на экономические показатели.

Например, на фоне кризиса и разговоров о необходимости децентрализации экономической власти централизация только усиливается. Фискальная нагрузка на сильные регионы-доноры растет. По темпам экономического роста вперед вырывается Краснодарский край, но туда направляется четверть федеральных бюджетных инвестиций в связи с олимпийским мегапроектом. Хорошие темпы развития на Сахалине, но там на федеральном уровне установлены особые правила инвестирования, не такие, как в других регионах".

Новости