Евросоюз остается открытым к ассоциации с Украиной

Член Еврокомиссии по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле рассказывает, как в Евросоюзе отнеслись к решению Украины приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли

Фото: Reuters

Москва. 28 ноября. INTERFAX.RU - Член Еврокомиссии по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле дал интервью корреспондентам "Интерфакса" Ольге Головановой и Ксении Байгаровой в преддверии начала в Вильнюсе саммита "Восточного партнерства".

- Господин Фюле, стало ли решение Украины приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации с ЕС неожиданностью для вас? На ваш взгляд, в чем причины такого решения?

- На минувшей неделе ЕС узнал, что правительство Украины решило приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Со своей стороны, ЕС остается открытым для заключения соглашения с Украиной. Как заявили в правительстве Украины, их решение было обусловлено "соображениями национальной безопасности, а также желанием восстановить потери от снижения торговли с Россией, а также другими членами СНГ и Таможенного союза в последние месяцы". Таким образом, ясно, что этот шаг является ответом на ряд мер, предпринятых Российской Федерацией, в результате которых была серьезно сокращена двусторонняя торговля и многие украинские граждане столкнулись с экономическими трудностями.

- Во многих СМИ решение Киева трактуется чуть ли не как личная "победа" руководства России. На ваш взгляд, может ли данная ситуация негативно сказаться на отношениях России и Евросоюза в целом, не станет ли это новым камнем преткновения?

- Наши отношения с соседями не являются конкуренцией, и мы не намерены строить их за счет России. Россия - стратегический партнер ЕС, и мы хотим использовать весь потенциал этого партнерства. Было бы нелогичным требовать от наших партнеров не поступать так. Вообще-то, мы поощряем наших соседей к развитию их традиционных отношений с Россией. Мы рассматриваем наши отношения со странами "Восточного партнерства" как выигрышные для всех сторон, в том числе и для России. Чего мы хотим достичь со странами "Восточного партнерства" - это политической ассоциации и экономической интеграции, помогая им модернизировать их общества, повысить демократические и экономические стандарты для их населения. И из этого Россия также может извлечь выгоду.

Соглашение об ассоциации - это не выбор между Россией и Евросоюзом. Кроме того, никто не просит Украину отказаться от ее традиционного соглашения о свободной торговле с Россией. Это нормальная практика для компаний - производить товары для различных рынков. Возьмем в качестве примера автомобильную промышленность, в которой стандарты различаются в США, Евросоюзе и Японии и где производители продают различные версии на все три рынка.

- По мнению некоторых экспертов, Украина приняла не окончательное, а лишь "тактическое" решение. Согласны ли вы с такой трактовкой? Можно ли считать, что дверь для Украины по-прежнему открыта и переговоры об ассоциации с ЕС в будущем могут продолжиться? Если да, то когда, на ваш взгляд, можно ожидать продолжения переговоров?

- Как мы понимаем, правительство Украины решило приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Другими словами, Украина попросила паузу в этом процессе. Мы по-прежнему считаем, что политическая ассоциация и экономическая интеграция Украины с ЕС, а также возможность подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли остаются "на столе".

- Готов ли Евросоюз проявить гибкость для того, чтобы соглашение об ассоциации все-таки было подписано - в частности, пересмотреть свое требование о лечении Тимошенко за рубежом?

- Правительство Украины назвало национальную безопасность и экономические озабоченности в качестве причины приостановки процесса. Там не упоминались критерии Евросоюза, по которым был достигнут важный прогресс.

Что касается Евросоюза, то мы четко заявили, что одним из условий подписания соглашения об ассоциации является решение вопроса избирательного правосудия, устранение его последствий и недопущение его повторения в будущем. Это потребует политической воли от украинского руководства, а также решительных действий и ощутимого прогресса на условиях, выдвинутых Евросоюзом в декабре 2012 года. И делать соответствующие оценки будут страны - члены ЕС.

- Представитель Украины в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Суслов на днях заявил, что ЕС не услышал целый ряд заявлений Украины, сделанных на самом высоком уровне: об оказании финансовой помощи, об очень высокой цене обязательств по переходу на технические стандарты и регламенты — от $100 млрд до $500 млрд. Готовы ли в Брюсселе прислушаться к Киеву в этом плане, с тем чтобы подписание Соглашения об ассоциации с ЕС все же состоялось?

- Претензии по поводу якобы высоких затрат для украинской экономики, связанных с договором об ассоциации, необоснованны и неубедительны, и неясно, на каких именно данных, если такие данные существуют, они основываются.

ЕС является крупнейшим международным источником технической и финансовой помощи Украине, и это совершенно очевидный факт. С момента обретения Украиной независимости в 1991 году ЕС поддерживал ее реформы и модернизацию, предоставив свыше 3,3 млрд евро субсидий.

Европейский Инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития предоставили 10,5 млрд евро в виде кредитов, а государства - члены ЕС также оказывали значительную помощь на двусторонней основе. Планировалось, что наша помощь будет усилена в 2014 - 2020 годах, после подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли, для того чтобы содействовать дальнейшей модернизации страны.

Кроме того, уже в первый год предварительного применение соглашения о зоне свободной торговли украинские экспортеры смогли бы сэкономить на импортных пошлинах и налогах до 500 млн евро, а ВВП страны увеличился бы на 6,2% в долгосрочной перспективе.

Так что, как видите, мы не только слушали наших партнеров, мы также что-то делали для того, чтобы помочь им. Позвольте мне также добавить, что в последнее время я сталкивался с множеством нереальных цифр, которые воспринимал как проявление паники.

Посмотрите на опыт прошлых лет, на страны Центральной и Восточной Европы, подписавшие соглашения об ассоциации с ЕС в начале девяностых, еще до того, как они имели ясную перспективу вступления в ЕС. В период с 1990 по 1996 год их ВВП на душу населения увеличился на 57%; инвестиции в расчете на душу населения увеличились на 61%, а экспорт на душу населения увеличился на 65%.

Так почему же украинцам, которым осталось согласовать гораздо меньшее число норм и правил с ЕС и не в самых дорогих регионах, придется заплатить в несколько раз больше, чем странам, которые уже вошли в ЕС и полностью выровняли все законодательство с нормами ЕС?!

Я разочарован тем, что те финансовые средства, которые необходимы украинскому бизнесу для модернизации, рассматриваются как затраты, а не как инвестиции. Украинская экономика требует огромных инвестиций, но ведь это не расходы. Это закладывает будущие доходы, то есть больше роста, больше рабочих мест, больше богатства для страны и ее народа.

- Видят ли в ЕС необходимость в проведении трехсторонней встречи в формате Россия - Украина - ЕС, если да, то чего ожидают от такой встречи?

- Мы по-прежнему убеждены в том, что программа "Восточное партнерство" и Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли – это не игра с нулевым результатом: и ЕС, и наши партнеры, и третьи стороны существенно выиграют от этого.

Мы уже объяснили это также России и готовы еще более подробно рассказать о благотворном влиянии расширения торговли и обменов между соседями. В то же время мы стремимся уважать суверенитет и независимость наших восточных партнеров, а также двусторонний характер соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли. Если у наших украинских партнеров есть какие-либо вопросы о возможном влиянии соглашения об ассоциации на ее соседей, мы будем рады обсудить это и понять, как эти проблемы могут быть решены.

- Ожидалось, что саммит "Восточного партнерства" в Вильнюсе станет историческим событием. Теперь, после решения Украины, как поменялась повестка дня саммита, какие темы будут обсуждаться? Допускаете ли вы вариант, что уровень саммита может быть понижен?

- Вильнюс ознаменует собой шаг вперед в развитии "Восточного партнерства" и засвидетельствует достижение целого ряда результатов, а именно: парафирование соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между ЕС и Грузией, ЕС и Молдавией, подписание соглашения об облегчении визового режима с Азербайджаном, подписание рамочного соглашения о включении Грузии в операции Евросоюза по управлению кризисами, парафирование соглашения между ЕС и Украиной о едином авиационном пространстве, утверждение транспортной сети Восточного партнерства и перечня других приоритетных проектов.

Недавнее развитие событий показало, что налаживание крепких и прочных отношений с Евросоюзом должно быть подкреплено необходимыми реформами с целью продвижения демократии и верховенства закона: сдержки и противовесы в области демократии, независимая судебная система, реальная борьба против коррупции, эффективное и подотчетное государственное управление. Саммит в Вильнюсе предоставит случай, чтобы эти моменты были учтены.

Евросоюз продолжит поддерживать настолько сильно, насколько это возможно, приверженность наших восточных партнеров реформам и их цель развивать тесные отношения с Евросоюзом. В качестве конкретного примера прогресса и нашего движения навстречу друг другу я бы упомянул предложение Европейской комиссии, прозвучавшее в среду на этой неделе, отменить въезд по визам в страны Шенгенского пространства для граждан Молдавии. Украина и Грузия идут в том же направлении.

- В какой стадии готовности находятся соглашения Евросоюза об ассоциации с Грузией и Молдавией? Существуют ли, на ваш взгляд, препятствия на пути парафирования соглашений с Тбилиси и Кишиневом, запланированного в дни саммита?

- Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли Евросоюза с Молдавией, а также Евросоюза с Грузией будут парафированы на саммите в Вильнюсе. Цель как Евросоюза, так и Молдавии с Грузией - подписать эти соглашения как можно скорее.

- Разделяете ли Вы мнение о том, что судьба программы "Восточное партнерство" во многом зависела от подписания соглашения ассоциации с Украиной? Какими Вы теперь видите перспективы программы?

- Восточное партнерство основывается на воле наших восточных партнеров стать ближе к Евросоюзу. Суть партнерства определяется общим стремлением к политической ассоциации и экономической интеграции.

Восточное партнерство также предоставляет возможность большей степени дифференциации, которая соответствует суверенному выбору каждой страны-партнера.

Уважая решение Украины приостановить подготовку к ассоциации, мы испытываем солидарность с гражданами Украины, тысячи из которых объединились в последние дни в поддержу сближения с ЕС. Мы верим, что будущее Украины - это прочные отношения с ЕС и привержены нашему обязательству перед гражданами Украины, которые стали бы основными бенефициарами соглашения. Оно могло был им дать преимущества в виде больших свобод и процветания.

В то же время ЕС привержен обязательствам и перед другими восточными партнерами, включая Молдавию и Грузию, и гарантирует, что они только выиграют, если продолжат поддерживать важные реформы на пути к более тесным политическим и экономическим отношениям с ЕС.

Новости