Что будет с "Дальавиа"
Антикризисный штаб пришел на помощь дальневосточной авиакомпании, оказавшейся на грани банкротства из-за долгов, однако ее дальнейшая судьба остается неясной
Москва. 22 сентября. INTERFAX.RU – Этот год стал особенно тяжелым для российских авиаперевозчиков. Керосин за прошедшие восемь месяцев подорожал почти вдвое – на 44%. Прежде такого роста цен еще случалось. Первыми "посыпались" компании, входящие в авиационный альянс AiRUnion. Их самолеты встали по всей стране – из-за крупных долгов заправщики отказывались поставлять топливо на взлетную полосу. В результате – многочасовые, многодневные задержки. Ситуацию удалось взять под контроль только после того, как вмешалось государство, и то не сразу. Росрезерв распечатал стратегические запасы керосина, пассажиров (тех, кто не мог или не хотел отказываться от билетов) согласились взять на борт более успешные конкуренты, а сам альянс заручился поддержкой могущественных госкорпораций.
Впрочем, какая его ждет судьба, пока не ясно, как не ясно и то, что будет с компанией "Дальавиа", не входящей в AiRUnion, но столкнувшейся точь-в-точь с такими же проблемами.
Некогда вполне успешный государственный дальневосточный перевозчик попал в сложную финансовую ситуацию и с первых дней осени стал уверенно катиться к банкроту. Первый сокрушительный удар по его репутации нанес гендиректор хабаровского аэропорта Алексей Власов, который заявил, что они прекращают обслуживание "Дальавиа", поскольку компания не предпринимает никаких действий для погашения своей 250-миллионной задолженности за топливо.
Подключившийся к скандалу губернатор Хабаровска заподозрил недоброе – ему показалось, что кто-то специально подстроил это банкротство. Он призвал Генпрокуратуру "тщательно разобраться" в происходящем. Судебные приставы тем временем арестовывали банковские счета компании, а пилоты уже начали задумываться над тем, как жить после увольнения.
Пассажиры же просто ждали. В самом Хабаровске, Магадане, Барнауле, в столичных "Шереметьево" и "Домодедово". "Дальавиа", чьи убытки уже приблизились к 800 млн руб., с 17 сентября полностью прекратила продажу билетов, и передала часть рейсов другим перевозчикам.
Не желая, однако, исчезать с рынка, компания обратилась к своему собственнику – Росимуществу – с просьбой внести 1,5 млрд руб. из госбюджета в ее уставный капитал "для восстановления оборотных средств и замены парка воздушных судов". Несколькими дням позже о спасении попросил уже коллектив "Дальавиа": ее работники направили коллективное письмо к главе государства, премьер-министру РФ, министру транспорта, главе Счетной палаты, генеральному прокурору. В письме они жаловались на руководство, не выплачивающее зарплаты, и просили не допустить полного краха. Власти с ответом спешить не стали, решив сначала восстановить разорванный график полетов.
Соответствующее поручение Минтранс накануне дал оперативному штабу по организации бесперебойных перевозок пассажиров альянса AiRUnion (хотя "Дальавиа" в него не входит). Помогать "Дальавиа" будут "Аэрофлот" и "Владивосток Авиа". Если верить руководителю штаба Виталию Ванцеву, плановый режим полетов должен быть восстановлен до конца дня.