Телеконсолидация на грани возможного

"Интеррос" Владимира Потанина продает "Профмедиа", в который входят ТВ3, "Пятница" и телеканал 2х2, "Газпром-Медиа Холдингу". Получение одобрений регулирующих органов и завершение сделки запланированы на начало 2014 года

Кадр из мультфильма South Park, который транслирует телеканал 2х2

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU - Холдинг "Профмедиа", от которого ждали то IPO, то продажи - целиком или отдельных активов, наконец нашел своего покупателя. Во вторник стало известно, что владелец "Профмедиа" "Интеррос" договорился о продаже компании холдингу "Газпром-Медиа". Теперь Владимир Потанин может спокойно управлять "Норникелем" и не отвлекаться на жалобы защитников морали и нравственности, регулярно требовавших запретить тлетворные западные мультсериалы. "Южный парк" отныне тоже является частью национального достояния.

В результате сделки на российском рынке эфирного телевидения появится гигант с долей, близкой к максимальному порогу, разрешенному антимонопольным законом.

Холдинг "Профмедиа" объединяет телеканалы ТВ3, 2х2 и "Пятница", радиостанции "Авторадио", Energy, "Радио Romantika" и "Юмор FM", а также производителя и дистрибутора кино "Централ Партнершип".

Издательский и интернет-бизнес, управляемый совместно с SUP Media Александра Мамута (компания "Рамблер-Афиша-СУП"), доля "Профмедиа" в онлайн-кинотеатре ivi.ru, а также принадлежащая ей сеть кинотеатров "Синема Парк" в сделку не включены.

В "Газпром-Медиа холдинг" входят телеканалы НТВ, ТНТ, спутниковый оператор "НТВ-Плюс", радиостанции "Эхо Москвы", "Cити-FM", Relax-FM, "Детское радио", Comedy Radio, издательство "Семь дней", журналы "Итоги", "Караван историй", газета "Трибуна", кинокомпания "НТВ-Кино", сейлз-хаусы "Газпром-Медиа" и "ГПМ-Диджитал", кинотеатры "Октябрь", "Кристалл-Палас", видео-порталы Rutube и Now.ru.

"Стратегически это правильная и своевременная сделка как для акционеров, так и активов "Профмедиа" и индустрии в целом. Консолидация в рамках "Газпром-Медиа" открывает новые рекламные и контентные возможности за счет расширения портфеля активов с взаимодополняемой аудитории", - считает президент "Профмедиа" Ольга Паскина.

"Интеррос" и "Газпром-Медиа холдинг" достигли "принципиальной договоренности" по сделке с "Профмедиа" 25 ноября, сообщили компании. Стоимость сделки и условия ее финансирования не разглашаются.

"Газпром-Медиа", совет директоров которого возглавляет предправления "Газпрома" Алексей Миллер, в общественном сознании ассоциируется именно с газовой монополией. Однако компания входит в группу Газпромбанка (ГПБ), в которой "Газпром" не самый крупный акционер.

"Вопрос о финансировании Газпромбанком возможных приобретений "Газпром-Медиа" не обсуждался", - сказала "Интерфаксу" первый вице-президент, член правления ГПБ Екатерина Трофимова.

Сколько стоит

Единственный публичный медиахолдинг в России - CTC Media, его капитализация в настоящее время составляет почти $1,9 млрд. Компания торгуется по мультипликатору EV/EBITDA на уровне 6, исходя из прогноза ФК "Уралсиб" по EIBTDA 2013 года. По оценке Sberbank CIB, мультипликатор CTC Media составляет 6,2.

Стоимость "Профмедиа" исходя из мультипликатора 6 - 6,2 EV/EBITDA за 2012 год составляет около 25 млрд рублей, или более чем $800 млн.

Если считать мультипликатор CTC Media по EBITDA 2012 года, то он равен 7. Стоимость "Профмедиа" по мультипликатору 7 EV/EBITDA составляет почти 29 млрд рублей, или $930 млн.

Выручка СТС за прошлый год - $804,9 млн, или примерно 26 млрд рублей (по среднему курсу ЦБ РФ $1 = 31 рубль), скорректированная EBITDA - $256,4 млн, или около 8,3 млрд рублей, рентабельность этого показателя - 31,9%.

Выручка "Профмедиа" по итогам прошлого года составила 15,9 млрд рублей, увеличившись на 12% по сравнению с 2011 годом. EBITDA выросла на 53%, до 4,1 млрд рублей, рентабельность EBITDA составила 25,8%.

Долг компании на конец прошлого года составлял 9,7 млрд рублей. Среди своих кредиторов "Профмедиа" называла Сбербанк. Кроме того, в феврале этого года компания заключила соглашение о предоставлении ей кредитной линии на 1,64 млрд рублей для финансирования запуска канала "Пятница" (начал вещание летом на частоте MTV).

Основные доходы холдингу приносит телевизионный бизнес: совокупная выручка трех каналов "Профмедиа" - MTV (с лета этого года - "Пятница"), ТВ3 и 2х2 - в прошлом году составила 7 млрд рублей. Рост выручки составил 26%, опередив динамику рынка (по данным Ассоциации коммуникационных активов, рост российского рынка телерекламы в 2012 году составил 9%).

Выручка "Газпром-Медиа" в прошлом году увеличилась на 11%, до 52,3 млрд рублей. По данным бухгалтерской отчетности ОАО "Телекомпания НТВ", его выручка в 2012 году выросла на 9%, до 22,1 млрд рублей. Выручка ОАО "ТНТ-Телесеть" в 2012 году увеличилась на 24,5% по сравнению с 2011 годом, до 13,4 млрд рублей, сообщала компания ранее в финансовой отчетности.

Летом "Газпром-Медиа" сообщила, что стоимость ее активов достигла 225 млрд рублей, или $7,5 млрд. Кто проводил оценку, компания не уточнила.

"Газпром-Медиа" - крупнейший игрок на российском телерекламном рынке. По данным Федеральной антимонопольной службы за 2011 - 2012 годы, совокупная доля НТВ и ТНТ при национальном размещении рекламы составила 26,3%. Доля трех каналов "Профмедиа" - 5,6%. Таким образом, объединенная компания займет почти 32% российского рынка ТВ-рекламы, приблизившись к допустимому порогу в 35%, предусмотренному антимонопольным законодательством.

Серый кардинал российского ТВ

Структурам "Интерроса" Applecourt Holdings Limited и Interros International Investments Limited принадлежит соответственно 95% и 4% в "Профмедиа" (данные на конец 2012 года, согласно отчету компании). Еще 1% - у "третьей стороны", название которой не раскрывается.

Владелец "Газпром-Медиа холдинга" - Газпромбанк. Управляющая компания НПФ "Газфонд" - "Лидер" контролирует 49,5% акций ГПБ. Она входит в страховую группу СОГАЗ, подконтрольную банку "Россия", крупнейшим бенефициаром которого является Юрий Ковальчук. "Газпрому" принадлежит 35,5% акций Газпромбанка, ВЭБу - 10,2%.

Структурам банка "Россия" принадлежит "Национальная медиа группа" (НМГ), а также крупнейший в России продавец телерекламы "Видео Интернешнл" (продает в том числе и рекламу каналов "Профмедиа"). НМГ владеет блокпакетом Первого канала, медиахолдингом РЕН ТВ, телерадиокомпанией "Петербург - Пятый канал", газетой "Известия", радиостанцией "Русская служба новостей".

НМГ и связанным с ней структурам также принадлежит компания Telcrest, которая в 2011 году выкупила у "Альфа-групп" 25,2% СТС Media (телеканалы СТС, "Домашний", "Перец"). Блокпакет был оценен в $1,07 млрд.

Совокупная доля всех телеканалов, в числе собственников которых присутствуют структуры, связанные с Ю. Ковальчуком, после сделки с "Профмедиа" достигнет 78,3%. Следующим "центром влияния" станет государственный ВГТРК (с долей 14,8%, по данным ФАС за 2011 - 2012 годы). Таким образом, на рынке эфирного телевидения остается все меньше возможностей для консолидации.

Как изменится ситуация на российском медиарынке после сделки с "Профмедиа" и чем это грозит СТС Media, говорить пока рано: объединенной компании нужно определиться со стратегией, интегрировать активы, отмечают аналитики.

Между тем новые акционеры не вмешивались в управление СТС Media - по крайней мере, такое впечатление сложилось на медиарынке. Только летом этого года в СТС сменился генеральный директор: вместо Бориса Подольского, работавшего в компании, когда среди ее акционеров была "Альфа-групп", на эту должность была назначена Юлиана Слащева, ранее возглавлявшая пиар-агентство "Михайлов и партнеры". Ю. Слащева давно знакома с Ю. Ковальчуком и одно время была его официальным представителем, писали "Ведомости". На телевидении она до этого не работала.

"Газпром-Медиа" и "Профмедиа" тоже сменили руководство в этом году. В конце февраля президентом "Профмедиа" была назначена О. Паскина, ранее занимавшая позицию исполнительного вице-президента. До этого компания несколько раз меняла руководство за последние несколько лет, а предшественник О. Паскиной не проработал в компании и трех месяцев.

В октябре "Газпром-Медиа" покинул Николай Сенкевич, а его место занял бывший министр печати, телерадиовещания и СМИ, экс-советник президента Михаил Лесин.

Похоже, консолидация стала главным трендом последних лет на российском медиарынке. Еще одним кандидатом на продажу является холдинг ЮТВ (телеканалы Ю, Disney, "Муз-ТВ"). Владельцы компании Алишер Усманов и Иван Таврин выставили на продажу 100% ее акций, писала ранее газета "Ведомости".

Выручка ЮТВ в 2012 году составила 4,45 млрд рублей, OIBDA - 1,5 млрд рублей.

Новости