Высокая рождаемость разорит Россию
Попытка подсчитать расходы российского бюджета на сто лет вперед привела экономистов Института Гайдара и Бостонского университета к парадоксальному выводу. Чем выше будет рождаемость в стране, тем скорее разорятся ее власти
Бостон. 12 ноября. FINMARKET.RU - Любая страна должна планировать свой бюджет не только на сегодня и завтра, но и на будущее. Здесь ключевое значение имеет "бюджетный разрыв" - разница в нынешней стоимости будущих доходов и расходов.
Россия пока не похожа на страну, которой грозят бюджетные проблемы. Экономисты хвалят ее за низкий госдолг и профицит бюджета. Ее резервы и другие активы значительно больше обязательств правительства.
Однако Евгений Горюнов, Арсений Мамедов, Мария Казахова и Владимир Назаров из Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, а также профессор Бостонского университета Лоуренса Котликофф и другие экономисты подсчитали, что в 2100 году бюджетный разрыв составит $27,6 трлн. В долгосрочной перспективе России будет недоставать порядка 8,4% нынешней стоимости прогнозируемого ВВП.
Бюджетный разрыв: во всем виновата плохая демография
Бюджетный разрыв рассчитывается как разница между будущими доходами и расходами государства с учетом его нынешнего богатства, то есть резервов и активов, которыми владеет правительство в данный момент.
Рост расходов во многом зависит от демографической ситуации. Старение населения может привести к существенному росту расходов на здравоохранение, образование и других.
Доходы государства зависят от ситуации в экономике и энергетическом секторе.
Демография: население неизбежно состарится
- С 1991 года население России сократилось с 148,3 млн человек до 143,3 млн.
- С 2009 года население России вновь начало расти. В 2012 году прирост составил 300 тысяч человек. Уровень рождаемости в России составляет 1,691 ребенка на одну женщину.
- За основу экономисты взяли прогнозы Росстата о демографической ситуации в России до 2030 года и экстраполировали данные Росстата на более длительный период.
- Согласно самому пессимистическому сценарию, рождаемость к 2025 году упадет до 1,4, а затем к 2100 году вырастет до 1,8.
- Согласно оптимистическому сценарию, в 2031 году уровень рождаемости составит 2, а затем вырастет еще до 2,05. В таком случае население перестанет убывать, но без иммиграции расти не сможет.
- Продолжительность жизни сейчас составляет 64,6 года для мужчин и 75,9 года для женщин.
- Согласно пессимистическому сценарию, в ближайшие 20 лет она снизится, а потом вернется на текущие уровни и будет медленно расти, достигнув 75 лет для мужчин и 85 лет для женщин к концу века.
- Согласно оптимистическому сценарию, к концу века мужчины будут жить 86 лет, а женщины – 95 лет.
- Каждый из сценариев предусматривает постепенное сокращение чистой миграции в Россию.
- Согласно пессимистическому сценарию, в 2100 население России будет меньше 85 млн человек. Согласно оптическому и промежуточному сценариям, в 2100 году в России будут жить 165 млн человек и 135 млн человек.
Пенсионные расходы: основной источник дефицита
- Экономисты проанализировали текущую модель пенсионной системы России, а также демографические прогнозы: вычислили, сколько человек станут пенсионерами в будущем и сколько их будет всего каждый год.
- Экономисты также посчитали страховые выплаты, которые будут делать граждане. В своих расчетах они также учли рост зарплат.
- Расходы на выплату пенсий станут главной головной болью властей через сто лет. При самом пессимистическом сценарии (население стремительно сокращается, а продолжительность жизни невысокая), пенсионные расходы составят более 404 трлн руб. - это 7,57% ВВП.
- При среднем и оптимистическом демографическом прогнозе расходы будут значительно выше: 855,4 трлн (8% ВВП) и 1 289 трлн руб. (8,07% ВВП).
- Другие социальные расходы могут составить порядка 6% ВВП при реализации всех сценариев.
Государственные доходы: нефть Россию не спасет
- Большая часть государственных доходов России связана с добычей нефти и газа - на них приходится 32% консолидированного бюджета России.
- Общие доходы государства от нефти являются определенной долей от ее добычи. Эта доля различается в разных сценариях. Согласно оптимистичному сценарию, доля таких доходов составляет 45%, а согласно умеренному и пессимистическому - 40% и 35%.
- При этом от добычи газа правительство получает примерно 7% своих доходов независимо от сценария.
- Стоимость добычи нефти определяется на основе анализа физической добычи, стоимости Urals и обменного курса.
- Согласно оптимистическому сценарию, реальные цены на нефть и газ растут примерно на 1% в год до 2030 года. А затем остаются постоянными. Согласно среднему сценарию, они так и остаются на уровне 2012 года.
- Объемы добычи остаются постоянными до тех пор, пока запасы нефти и газа не иссякнут. Согласно умеренному сценарию, в стране закончится нефть через 55 лет. При самом оптимистическом варианте - через 65 лет.
- Запасы природного газ при нынешних темпах добычи будут исчерпаны через 92 года. Если резервы будут увеличены на четверть, то их хватит на 115 лет.
- Доля социальных налогов и социальных взносов составляет порядка 17%. Эти доходы могут составит от 354 трлн руб. до 1 072 трлн в зависимости от сценария.
- Доля остальных налогов и источников доходов - 20,4%. Экономисты предположили, что в ближайшие годы она будет стабильна. Они могут составить от 1 088 трлн руб. до 3 260 трлн.
Чем выше рождаемость, тем больше бюджетный разрыв
На этой основе экономисты разработали три сценария бюджетного разрыва в России.
- При пессимистическом сценарии, то есть быстром сокращении рабочей силы, низкой продолжительности жизни и низкой рождаемости, бюджетный разрыв составит 278 трлн руб. Это порядка 5,21% прогнозируемого ВВП России. В таком случае России может помочь увеличение налогов на 17,7% или сокращение расходов на 14,9%.
- При умеренном сценарии разрыв составит 889 трлн руб., или 8,34% ВВП России.
- Самый большой разрыв будет при реализации оптимистического сценария: он составит 1 669 трлн руб., или 10,45% ВВП. В таком случае России придется повышать налоги на 36,5% или сокращать расходы на 26,6%.
Алексей Девятов, "Уралсиб Кэпитал"
"Столь долгосрочных прогнозов мы не строим. Это слишком длительный горизонт планирования. Но мы пытаемся посмотреть на ситуацию, которая сложится в ближайшие 10 лет. С точки зрения этого горизонта ситуация не выглядит такой катастрофичной. Мы думаем, что бюджет будет в целом сбалансирован.
Разумеется, если смотреть на более длинный горизонт и исходить из тех социальных обязательств, которые есть сейчас, то есть допустить, что они не будут меняться, то цифра разрыва выглядит возможной. В принципе, на таких длинных горизонтах разрыв может быть очень существенным. Такого рода расчеты существуют для разных стран, в том числе и для США. Там тоже совершенно огромные цифры.
Это означает, что с течением времени, возможно, в ближайшие несколько лет, бюджет будет корректироваться. Мы увидим сокращение расходов, рост социальных расходов также будет серьезно ограничен.
С точки зрения пенсионного обеспечения мы делали определенные расчеты на перспективу до 2050 года. Если мы можем рассчитывать на рост зарплат на уровне 3 - 5% в течение всего этого времени, то пенсии вряд ли будут расти больше, чем на 1 - 2% в реальном выражение. Вроде бы это немного.
Но если продлить на 50 лет, то коэффициент замещения отношения средней пенсии к средней зарплате снизится очень существенно. Будет огромная разница между работающими и будущими пенсионерами с точки зрения их доходов.
Наверное, катастрофы не произойдет. Но социальные обязательства будут расти гораздо медленнее, чем экономика в целом. Цифра выглядит достаточно страшно, но за счет мер жесткой экономии катастрофы удастся избежать.
Чем раньше будут приняты меры экономии, тем лучше. Но если это произойдет не сейчас, а через пять или десять лет, то опять же катастрофы не будет. Но лучше всего начинать сейчас.
Это политически чувствительный момент. Люди, которые являются получателями социальных выплат, в большинстве своем голосуют за тех политиков, которых мы видим сейчас. С точки зрения власти стоит эти непопулярные решения отнести подальше. Желательно, чтобы этим занимало следующее поколение политиков.
Какое-то время мы будем двигаться по инерции в направлении бюджетного разрыва. Действительно, необходимость сбалансировать бюджет и жить по средствам возобладает. Но это, возможно, будет делать будущее правительство".
Валерий Миронов, Центр развития Высшей школы экономики
"Мы можем говорить о небольшом дефиците бюджета, который может составлять до 2%, максимум до 3% ВВП до 2030 года. Если брать текущий ВВП, то 2% от $2 трлн - это $40 млрд. За 10 лет это уже $400 млрд. Более долгосрочных оценок у нас нет.
Уже сейчас, чтобы балансировать бюджет, нужны очень высокие цены на нефть - примерно $110 за баррель. С учетом развития современных технологий цены на нефть не будут расти, по крайней мере, в реальном выражении. Большинство расходов бюджета, например, пенсии, зарплаты силовикам и другие, имеют несокращаемый характер. В такой ситуации нам придется в долгосрочной перспективе либо очень сильно развить экономику, чего пока еще не чувствуется, либо занимать.
Через 10 - 15 лет в такой ситуации мы сможем достичь пределов госдолга для развитой экономики, который составляет 25 - 30% ВВП. Сейчас у нас пока он составляет 10% ВВП. Какой-то лаг есть, но эти десятилетия, которые мы будем выходить на критический уровень госдолга, надо использовать для диверсификации экономики.
Пенсии, выплаты военным, бюджетные пособия мы должны индексировать на инфляцию. Уже это предполагает рост цен на нефть, которого не будет. Поэтому мы зажаты между раздутыми расходами бюджета и тем, что их нужно индексировать, что станет невозможным в рамках сырьевой экономики. Иначе будет социальное недовольство и другие проблемы. У нас есть порядка 10 лет, чтобы решить эту проблему.
В прошлом году Россия вступила в число стран, где идет сокращение рабочей силы. Помимо России в этой группе Португалия, Япония и страны Восточной Европы. В прошлом году рабочая сила сократилась на 0,2%. У России пока одна из самых больших - шестая в мире - "армия труда" размером около 70 млн, но она начинает сокращаться.
Развитые страны эту проблему решили за счет иммиграции. И во Франции, и в Германии, и в Англии очень много приезжих людей, которые там ассимилировались и обеспечивают прирост. Там много пенсионеров, но и много молодых работников. Иностранцы там ассимилируются, все идет более или менее нормально.
Но у нас этого нет, так как нет хороших условий жизни. Поэтому все лучшие гастарбайтеры едут куда-то еще. Поэтому у нас возникает серьезная проблема: кто будет содержать наших пенсионеров в будущем. Эту проблему можно решать, или если заставить наши семьи рожать в два раз больше, или за счет привлечения и ассимиляции гастарбайтеров".
Также об исследовании читайте в газете "Ведомости".