Пенсии: сегодня заморозили, завтра конфисковали

Экономисты Альфа-банка не исключают, что правительство России готовится к реализации "венгерского сценария" - национализации накопительного компонента пенсий

Фото: РИА Новости, Алексей Алферов

Москва. 11 ноября. FINMARKET.RU - Решение российского правительства поделиться нефтяными доходами бюджета с пенсионерами и агрессивно повышать пенсии в 2007 - 2010 гг. привело к резкому росту дефицита ПФР, который в настоящее время превышает 3% ВВП.

Из-за внушительного дефицита Пенсионного фонда и неблагоприятного демографического тренда пенсионная реформа приобрела особую важность для правительства. В результате маневров властей могут быть национализированы пенсионные накопления граждан, а страна вновь вернется к распределительной системе, как это было в других странах. Такого сценария развития событий на пенсионном фронте не исключают аналитики Альфа-банка.

Альфа-банк

Каким путем пойдем?

Трехуровневая пенсионная система, введенная в 2002 г. и сочетающая обязательное участие в распределительной системе (1-й уровень), обязательное формирование накопительной части пенсии (2-й уровень) и добровольные пенсионные сбережения (3-й уровень) сейчас подвергается пересмотру.

  • Первые признаки предстоящих изменений в пенсионной системе появились уже в прошлом году, когда было предложено сократить ставку отчислений в накопительную часть пенсий с 6% до 2 - 4% с целью повышения ставки в распределительную часть с 16% до 18 - 20%.

  • Однако этого оказалось недостаточно, и в середине 2013 г. правительство решило, что участие в накопительной системе, которое изначально было обязательным, с 2014 г. станет добровольным.

  • Более того, у всех, включая сделавших выбор в пользу накопительной системы, новые отчисления будут заморожены на ближайшие два года (2014 - 2015 гг.) и направлены на финансирование дефицита распределительной системы (Пенсионного фонда России).

Альфа-банк

"Заморозка" накопительной части ставит под вопрос будущее накопительной пенсионной системы, действующей в России с 2002 г., указывают аналитики Альфа-банка. По их мнению, это может привести к национализации накопленных сбережений (как это было в Венгрии).

Более того, опыт Венгрии показывает, что в качестве следующего шага население может быть поставлено перед жестким выбором между распределительной и накопительной системой, что, видимо, заставит население сделать выбор в пользу распределительной системы.

  • Решение заморозить накопительную часть пенсий в 2014 - 2015 гг. даст ПФР России примерно 0,7% ВВП дополнительных ресурсов в год, а этого недостаточно для покрытия его дефицита, который составляет 3,0 - 3,5% ВВП.

  • Наконец, одна из главных целей создания накопительной пенсионной системы в 2002 году – создание внутренних источников длинных денег для развития финансового рынка – видимо, не входит в список приоритетов правительства, так как бюджетная политика явно демонстрирует нежелание увеличивать госдолг.

Мир увяз в пенсионных реформах

В своем желании модифицировать пенсионную систему Россия не одинока. После глобального кризиса пенсионная реформа оказалась на повестке дня во многих странах. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы и СНГ провели пенсионные реформы, аналогичные российской в районе 2000 г., и перешли от единой системы распределительных пенсий к трехуровневой модели.

Изначально предполагалось, что позитивный эффект от реформы станет заметным через 25 - 30 лет, т. е. когда пенсионеры начнут использовать ранее накопленные сбережения и давление на распределительную систему снизится. Краткосрочно же эта реформа увеличила нагрузку на бюджет, поскольку часть текущих доходов распределительной системы была перенаправлена на формирование индивидуальных пенсионных накоплений.

В период экономического подъема эти издержки были приемлемыми, однако после 2008 - 2009 гг. нагрузка на бюджет стала непосильной, и правительства этих стран вынуждены были пересмотреть подход к пенсионным накоплениям.

Альфа-банк

Накопительная часть пенсий под давлением во всем мире. Многие страны - аналоги России, которые перешли к накопительным пенсионным системам 10 - 15 лет назад, после кризиса 2008 - 2009 гг. вынуждены были дать реформам обратный ход. После 2010 года большинство этих стран повысили пенсионный возраст, снизили ставку отчислений в накопительную часть пенсий и сделали участие в накопительной системе пенсий добровольным.

На более решительные шаги пошла Венгрия, где накопительная часть была полностью отменена, а ранее накопленные сбережения национализированы, и Казахстан, который сохранил накопительную часть, но передал управление накопительными пенсиями государственному агентству, отказавшись от услуг негосударственных пенсионных фондов.

Альфа-банк

Не все рецепты подходят для России

  • Хотя российский госдолг в размере 10% ВВП является одним из самых низких среди сопоставимых стран, федеральный бюджет сбалансирован при цене на нефть $110 за баррель, что заставляет искать пути снижения бюджетного дисбаланса.

  • Кроме того, в ближайшие 10 - 15 лет на пенсионную систему будут оказывать давление демографические тренды. Россия будет испытывать последствия снижения рождаемости в 1990-е годы: экономически активное население сократится, а количество пенсионеров в среднем будет расти на 1 млн человек каждые три года.

  • При прочих равных условиях это будет провоцировать дальнейшее расширение дефицита ПФР.

  • Правительство не может повысить пенсионный возраст из-за низкой продолжительности жизни. В отличие от других стран в России возможности повысить пенсионный возраст очень ограничены. Хотя в России он составляет 60 лет для мужчин и 55 для женщин, что ниже 65 - 67 лет в странах-аналогах, это оправдано тем, что средняя продолжительность жизни в России составляет 69 лет, а не 75, как в этих странах.

Альфа-банк

  • Рождаемость в России заметно снизилась в 1990-е годы, после распада СССР. В 1989 г. в стране проживало 44 млн граждан младше 20 лет; к 2012 г. эта цифра сократилась до 30 млн. Даже официальный прогноз правительства предполагает сокращение экономически активного населения в ближайшие годы, в том числе на 2 млн человек к 2017 г.

  • В то же время количество пенсионеров по-прежнему будет увеличиваться на 1 млн каждые три года.

  • Впереди усиление бюджетных и инфляционных рисков.

Последствия трансформации пенсионной системы

Вероятная трансформация пенсионной системы в пользу распределительной будет иметь два ключевых негативных последствия в долгосрочной перспективе:

  • усиление бюджетных рисков из-за слабой демографии и продолжающихся индексаций,

  • ухудшение инфляционных ожиданий, которые сдерживались созданием накопительной системы в прошлом.

Издержки этой пенсионной реформы будут значительными:

  • она затронет примерно 45 млн служащих, за которых их работодатели отчисляют в обязательном порядке 6% фонда оплаты труда,

  • в настоящий момент на их персональные пенсионные накопления, созданные за счет перечислений работодателей, составляют 2,6 трлн руб., т. е. 5% ВВП,

  • в случае отсутствия пенсионной реформы дефицит ПФР, по прогнозам Альфа-банка, расширится с 3,2% ВВП в 2013 г. до 3,5% в 2016 г.

В перспективе возврат к распределительной системе повлечет за собой возникновение двух ключевых рисков.

  • Во-первых, заметно возрастут социальные обязательства государства перед населением. Рекордно низкая безработица окажут повышательное давление на зарплаты и, следовательно, пенсии в ближайшие годы и могут дорого обойтись бюджету. Позитивный эффект на бюджет за счет мобилизации дополнительных доходов будет заметен только в краткосрочной перспективе, в долгосрочной нагрузка на расходную часть значительно вырастет
  • .

  • Во-вторых, национализация пенсионных сбережений подстегнет ухудшение инфляционных ожиданий. В отличие от стран-аналогов, сильно преуспевших в сдерживании инфляции в первые пять-десять лет после первоначальных пенсионных реформ, в России инфляционные индикаторы остаются высокими.

Наталья Орлова, Альфа-банк

"Обратный ход пенсионной реформы в России нарушит социальный договор, согласно которому население формирует частные сбережения, в том числе пенсионные, а государство сосредоточено на политике таргетирования инфляции.

Хотя ЦБ все еще говорит о предпочтении низкой инфляции, активное использование социальных расходов в качестве инструмента поддержки экономики ухудшает инфляционные ожидания.

Снижение значимости накопительной пенсионной системы или полный отказ от нее ее в пользу распределительных пенсий окажет повышательное давление на инфляцию в кратко- и долгосрочной перспективе".

Новости