АЛРОСА уходит на экспорт
По итогам I полугодия АЛРОСА сократила продажи алмазов на внутренний рынок на 37%, до 10,5 млрд рублей. Доля российских потребителей в консолидированной выручке упала до 12,8% с 22% годом ранее, на экспорт приходится 77%
Москва. 7 ноября. INTERFAX.RU - Теоретически продажи АЛРОСА на внутренний рынок могли даже вырасти за счет консолидации "Нижне-Ленского", продукция которого ранее полностью выкупалась крупными отечественными потребителями АЛРОСА - смоленским "Кристаллом" и "Руиз Даймондс". Теперь алмазы "Нижне-Ленского" реализуются через систему ЕСО АЛРОСА, но этот факт в сочетании с просадкой внутреннего рынка только усугубляет картину покупательской способности российских огранщиков.
Резкое сжатие закупок внутренним рынком, с одной стороны, красноречиво описывает состояние дел в отечественной огранке, зарегулированность которой и необходимость выплаты НДС ставит российских потребителей в неравное положение с зарубежными конкурентами.
С другой стороны, это итог новой политики АЛРОСА, ориентированной на увеличение доли клиентов, обладающих собственным производством бриллиантов, а еще лучше - производящих конечную продукцию, ювелирные изделия. Клиентскую базу АЛРОСА пополнили два крупных ювелирных бренда - Tiffany и китайский Chow Tai Fook, также компания продлила контракт с американским производителем ювелирных изделий Rosy Blue. Приобретя этих мощных зарубежных клиентов, АЛРОСА избавилась от таких российских, как "Челпром-Даймонд" Никиты Михалкова и аффилированный с "Алмазювелирэкспортом" "Мосалмаз".
Но если нахождение этих компаний в списке долгосрочных клиентов АЛРОСА вызывало по ряду причин некоторые сомнения, то отсутствие в нем крупнейшего производителя бриллиантов в РФ смоленского ПО "Кристалл" - событие неординарное. Сам "Кристалл" уверяет, что произошла техническая ошибка и компания не меняла свой статус в клиентской базе АЛРОСА. Впрочем, это не отменяет того факта, что российская огранка на фоне плохой конъюнктуры рынка, скорее всего, не готова "впитывать" те объемы сырья, которые приобретала еще год назад.
Невыгодные условия
Резкое сокращение поставок АЛРОСА на внутренний рынок связано с общим состоянием дел в российской обрабатывающей промышленности, к которой относится и огранка, считает глава смоленского "Кристалла" Максим Шкадов. С одной стороны, огранщики покупают сырье по рыночной цене, с другой - не могут свободно, а главное, быстро реализовать ту часть, которая не подходит по какой-либо причине для производства.
По мнению главы "Кристалла", российские огранщики находятся в невыгодных условиях. В РФ обращение алмазного сырья чрезвычайно зарегулировано, поясняет М. Шкадов: процесс учета регистрации сделок, выставление на сайт Таможенного союза и получение лицензии занимает до 2 - 3 месяцев. "За это время рынок меняется, и тот товар, который можно было бы безболезненно реализовать еще два месяца назад, в данный момент без убытка продать невозможно", - говорит глава "Кристалла".
"В сентябре АЛРОСА снизила цены на ключевые для "Кристалла" позиции, поэтому весь товар, который находится в обработке, автоматически потерял в цене. То же самое можно сказать про сырье, которое изначально не подходило для обработки, но которое "Кристалл" мог реализовать без убытка еще два месяца назад, - сегодня это сырье можно реализовать с дисконтом 5 - 8%. Это при том, что все зарубежные конкуренты "Кристалла" имеют полную свободу действий", - заявил он.
Алмазы, не подходящие для обработки, "Кристалл" также получает от АЛРОСА - контракт подразумевает обязательный выкуп определенного объема сырья, среди которого есть и ненужные позиции.
"Абсурдность лицензирования сделок с алмазами подтверждается еще и тем обстоятельством, что при продаже бриллиантов, которые являются прямым продуктом алмазного сырья с очень небольшой (10 - 15%) добавленной стоимостью, никаких разрешений и согласований не требуется. Процесс налажен как часы, и сделки совершаются за один день", - заявил М. Шкадов.
Глобализация и единые правила торговли не пошли на пользу российской огранке, считает он. По его словам, 15 - 20 лет назад иностранцы охотно вкладывались в организацию производства на территории РФ, поскольку только так они могли получить доступ к сырью. Покупая алмазы дешевле, зарубежные участники рынка создавали дополнительные рабочие места. Сейчас ситуация изменилась: сырье продается по максимальной рыночной цене для всех, но условия ведения бизнеса в РФ сильно проигрывают Индии и Китаю, поэтому смысла инвестировать нет. Если раньше в Смоленске на ограночных предприятиях работали до 5 тыс. человек, сегодня только 2 тыс.
"Допустим, правила изменились, и никто не заставляет производителя алмазов продавать сырье по заниженным ценам. Но тогда зачем столько контроля и регулирования на рынке сырья? Если сейчас каждый должен доказывать свою рыночную состоятельность, то должны быть созданы и рыночные условия ведения бизнеса", - заявляет М. Шкадов.
Проблема с НДС
Российским производителям с каждым годом все тяжелее конкурировать на мировом рынке, в т. ч. потому что так и не урегулирован вопрос об отмене НДС при покупке сырья, заявил Валерий Морозов, гендиректор другого отечественного потребителя АЛРОСА, "Руиз Даймондс". "Это значит, что мы платим на 18% дороже наших зарубежных конкурентов", - поясняет он. К тому же себестоимость обработки выросла на фоне инфляции при сохранении курса доллара.
По российскому законодательству клиенты должны платить 18-процентный НДС при покупке алмазного сырья. В кризисные 2008 - 2009 гг. АЛРОСА ввела практику отсрочки НДС для клиентов в период спада рынка. "Хотя по закону у компании нет такого обязательства, отсрочка по НДС - это мера поддержки клиентов во время плохих рыночных условий, точно так же как увеличение допустимой доли отказа от сырья, - пояснил начальник управления по клиентской политике АЛРОСА Владлен Ноговицын. - Решения о вводе или прекращении отсрочек по НДС принимаются, строго основываясь на индикаторах рынка - объемах стоков, проценте отказа, индексах цен на вторичном рынке".
Сейчас АЛРОСА предоставляет отсрочку по НДС клиентам на 90 дней - так было в августе и сентябре, говорит В. Ноговицын. "В начале 2013 г. на рынке наблюдался подъем, поэтому АЛРОСА не давала клиентам отсрочек по выплате НДС, но после апреля начался спад рынка, и мы снова их ввели", - заявил он.
Отказ от контрактов
По мнению В. Морозова из "Руиз Даймондс", резкое снижение доли внутреннего рынка в продажах АЛРОСА вызвано значительным сокращением закупок рядом крупных клиентов. "Некоторые клиенты не смогли выбрать квоты, положенные по контракту, и контракты были расторгнуты. Эти потребители переориентировались на спотовые покупки", - говорит В. Морозов.
Если ранее огранщики во многом ориентировались на лучшие времена и не отказывались от контрактов, то сейчас рынок настолько ослаб, что запас прочности исчерпан, резюмирует он.
По его словам, "Руиз Даймондс" тоже сократил закупки у АЛРОСА, но незначительно. "Нам легче за счет того, что мы входим в международный холдинг", - отметил Морозов.
Расторгнуть нельзя сохранить
Сбытовая стратегия АЛРОСА, ориентированная на долгосрочные контракты, которые обеспечивают стабильность реализуемых компанией объемов, действует с момента прекращения отношений с De Beers в 2009 году. В 2012 году на долгосрочные контракты пришлось 69% выручки компании.
По данным на 30 июня 2013 г., АЛРОСА имела 36 долгосрочных соглашений, следует из проспекта компании к IPO. Из них 28 соглашений с крупными международными алмазными трейдерами и огранщиками из Бельгии, Израиля, Китая и Индии и 8 контрактов с российскими огранщиками, ювелирами и перепродавцами. С июня АЛРОСА заключила еще 3 контракта с международными и российскими клиентами. Соглашения заключаются, как правило, на 3 года. Компания намерена сохранить долю долгосрочных клиентов в структуре продаж.
Информация об актуальном состоянии клиентской базы АЛРОСА открыта и публикуется на торговом сайте компании. При беглом ознакомлении с ним в глаза бросается отсутствие в перечне крупнейшего потребителя АЛРОСА на внутреннем рынке - смоленского "Кристалла". Что достаточно странно, ведь АЛРОСА и "Кристалл" заключили новый долгосрочный договор в конце марта 2013 года.
"Кристалл" и АЛРОСА расторгли долгосрочный контракт, так как смоленское предприятие не выкупало необходимые объемы, сказал источник, близкий к АЛРОСА. "Соглашение переподписывается", - заявил он. Речь идет о новом контракте с уменьшенными объемами. А пока "Кристалл" закупает сырье на конкурсных торгах.
То, что "Кристалла" нет в списке долгосрочных клиентов, - это неверная информация, говорит глава смоленского предприятия М. Шкадов. По его словам, договор выполняется. "Кристалл" остается клиентом АЛРОСА, продолжает участвовать во всех тендерах. Что-то выигрывает, что-то нет", - заявил М. Шкадов. Стоит отметить, что этот ответ достаточно двусмысленный: глава "Кристалла" акцентирует внимание на том, что смоленский завод, как и прежде, участвует в тендерах АЛРОСА, однако тендеры и долгосрочный договор - это принципиально разные формы реализации алмазов АЛРОСА.
Тем не менее, по словам М. Шкадова, "Кристалл" закупает сырье в необходимом для себя объеме как у АЛРОСА, так и на рынке и производство не сокращает. "Кристалл" сохраняет и статус сайтхолдера DTC и хочет его пролонгировать на будущий период.
Лишенные статуса
Если вопрос с актуальным статусом взаимодействия смоленского "Кристалла" и АЛРОСА остается туманным, то с уверенностью можно сказать, что перечень долгосрочных клиентов алмазодобывающей монополии покинули "Челпром-Даймонд", совладельцем которого является режиссер Никита Михалков, и компания "Мосалмаз", аффилированная с ФГУП "Алмазювелирэкспорт".
"АЛРОСА прекратила долгосрочные контракты с несколькими клиентами, включая "Челпром-Даймонд", которые не исполняли свои обязательства по этим соглашениям", - заявил начальник управления клиентской политики АЛРОСА Ноговицын. Тем не менее эти компании остались в списке клиентов, которые могут покупать сырье в рамках разовых договоров.
Челябинское ООО "Челпром-Даймонд" (торговая марка UralDiamond), созданное в 2001 году на базе Кусинского завода по обработке алмазов, получило широкую известность благодаря тому, что в начале 2012 года в его капитал вошли Михалков, его зять - первый вице-президент концерна "Тракторные заводы" (КТЗ) Альберт Баков и президент КТЗ Михаил Болотин. Михалкову принадлежит 10% огранщика, Болотину и Бакову - по 20%. Остальные 50% контролирует гендиректор и основатель компании Александр Синтяев, который вскоре после прихода знаменитых компаньонов свой пост оставил.
В этом году "Челпром-Даймонду" благодаря протекции областных властей удалось добиться статуса долгосрочного клиента АЛРОСА. Но обещанного толчка в развитии компании, реализующей бриллианты мелких рассевов на российском рынке, не произошло. "Челпром-Даймонд" не смог расплатиться по кредиту в 134 млн рублей, взятому на закупку алмазного сырья, и банк-кредитор обратился в суд. Сейчас судебные приставы арестовали продукцию "Челпром-Даймонд".
ООО "Мосалмаз", по данным источников на алмазном рынке, фактически не осуществляло ограночную деятельность и занималось перепродажами сырья. Через "Алмазювелирэкспорт", контролирующий эту компанию, АЛРОСА, согласно российскому законодательству, реализует контрольные партии товара (5% от общего объема реализуемого сырья).
"Кристалл", но другой
В октябре в список долгосрочных клиентов АЛРОСА впервые попала компания из ближнего зарубежья - гомельское ПО "Кристалл".
С 2005 года эта компания приобретала алмазы АЛРОСА по годовым договорам, автоматически пролонгируемым при отсутствии возражений обеих сторон, а долгосрочный контракт заключила только в этом году, после того как АЛРОСА изменила нормативные документы в сфере клиентской политики, рассказывает гендиректор ПО Руслан Сороковой.
Несмотря на расширение клиентской сети АЛРОСА и приход мощных зарубежных покупателей, фактический объем закупок гомельского "Кристалла" в долгосрочном контракте не снизился. И, хотя номинально базовый лот сократился на 30%, это произошло за счет исключения позиций, которые компания системно не выбирала.
"Объем закупок подвергается колебаниям не в связи с ужесточением политики АЛРОСА, а исходя из конъюнктуры рынка. Если рынок нормальный - мы больше берем, если хуже - пытаемся взять меньше, насколько позволяет лимит отбора", - пояснил Р. Сороковой, отметив, что в долгосрочном контракте АЛРОСА стала строже следить за соответствием объема закупок лимиту отбора.
Тщательно отслеживает АЛРОСА и объемы перепродажи приобретенного клиентами сырья, отмечает глава гомельского "Кристалла". Тем более что это несложно в рамках обязательных конкурсных процедур ЕврАзЭС: предварительно сырье надо предложить участникам ЕврАзЭС, и только при отсутствии заявок его можно экспортировать. "Перепродают практически все (участники алмазного рынка). Рынок такой, что без этого выполнять обязанности (перед АЛРОСА) просто нереально - не только в России, но и в Беларуси, - говорит Р. Сороковой. - Значительная часть сырья, которое предоставляется к покупке, заведомо убыточна для производства бриллиантов. Когда мы вели переговорный процесс, мы акцентировали внимание на вопросе: не имеет ли АЛРОСА возражений против того, что часть сырья мы будем перепродавать, есть ли со стороны АЛРОСА желание ограничить это или запретить". Согласование АЛРОСА гомельский "Кристалл" получил, объемы перепродажи компания не раскрывает.
Сырье АЛРОСА на 100% компанию не обеспечивает, гомельский "Кристалл" докупает его на вторичном рынке, в том числе у якутских компаний, которые также являются клиентами АЛРОСА. Зарубежные рынки менее привлекательны и по экономике, и по ассортименту, чем российский, сказал глава гомельского "Кристалла".
В отличие от своих российских коллег белорусский огранщик освобожден от уплаты НДС при закупке алмазов для собственного производства. Проведение процедур госконтроля и таможенное оформление также проходит быстрее, отмечает Р. Сороковой. Госконтролеры работают в штате Минфина, в ведении которого находится и "Кристалл", а единственный специализированный пункт таможенного оформления драгкамней и драгметаллов в Белоруссии находится на территории "Кристалла". За счет этого сделки по перепродаже сырья осуществляются на одну-две неделю быстрее, чем в России.
Это позволяет компании работать с маржей и в производстве, и в перепродаже, заключает Р. Сороковой.
Пессимистический прогноз
АЛРОСА объясняет сокращение доли внутреннего рынка падением спроса в период ухудшения конъюнктуры. "Эксперты российского рынка неоднократно говорили о том, что с учетом местного налогового и таможенного режимов, а также стоимости рабочей силы производство бриллиантов в РФ неприбыльно. Насколько можно судить, с ухудшением конъюнктуры мирового рынка эти проблемы стали для российской огранки более острыми", - заявил В. Ноговицын.
АЛРОСА корректировала лимит отбора для того, чтобы не отягощать клиентов закупкой больших объемов на фоне негативной конъюнктуры. Если в июне клиенты могли отказаться от закупки 10% от месячного объема контракта, в июле этот рубеж возрос до 20%, а в августе - до 30%, сказал начальник управления клиентской политики АЛРОСА.
С точки зрения цен крупнейшие производители - АЛРОСА и De Beers - действуют адекватно, корректируют цены сугубо по рынку, говорит гендиректор смоленского "Кристалла" М. Шкадов. К примеру, в сентябре цены АЛРОСА снизились на 7%. "Рынок хороший - цены вверх. Рынок слабый - цены вниз, плюс возможность отказа от ряда позиций. Правда к сугубо рыночному подходу иногда подмешивается эмоциональная составляющая, унаследованная от картельной системы распределения сырья, но, думаю, этот рудимент постепенно отомрет", - сказал он.
Крупнейший российский производитель бриллиантов придерживается пессимистического прогноза в отношении развития ситуации на рынке. "Рынку надо вернуть маржу на всех его стадиях и сделать это должны добывающие компании. Если этого не сделать, системный кризис переработчиков ударит по добытчикам и банкам, которые финансируют этот процесс. Уверения спекулянтов в том, что они зарабатывают, ложные. Рынок, очевидно, страдает от отсутствия ликвидности, и спекулянты перепродают оставшиеся кредитные квоты. Но и они на исходе", - заявил Шкадов.
По мнению экспертов, на рынке образовался переизбыток бриллиантов, при этом объем заложенного в банках сырья по кредитам (в основном индийской гранильной отрасли) превышает оценку мировой добычи и составляет $18 млрд. Дефицит ликвидности и ослабление рупии ограничивают покупательную способность индийских диамантеров - основного двигателя спроса на рынке. Не удивительно, что в этой ситуации пятипроцентная маржа или безубыточность - это предел мечтаний российской огранки, положение которой отягощают не только макроэкономические факторы. Стоит ли в таком случае удивляться, что она сокращает закупки у АЛРОСА?