Советник без головы

В прокате главная премьера последних дней октября – новый фильм Ридли Скотта, в котором Кэмерон Диас все время голодна, Брэд Питт ловко ускользает, а Хавьер Бардем представляется самодовольным павианом

Москва. 30 октября. INTERFAX.RU – В "Советнике" Ридли Скотта плеяда самых-самых разыгрывает волнующую драму жизненных диалогов и смертельно красивых иллюстраций, расписанных пером лауреата Пулицеровской премии писателя и кинодраматурга Кормака Маккарти, которого, не без основания, величают певцом "южной готики" и неспроста называют современным Уильямом Фолкнером.

"Советник" - это полуденный кошмар героя Майкла Фассбендера, липкий морок, встающий над приграничной мексиканской территорией, нарушающей уже другие границы - грани невыдуманного сна и выдуманной яви. Творение Маккарти и Скотта чудовищно настолько, что постепенно обрастает в сознании живой, сукровичной мякотью собственной непоколебимой превосходности.

Ридли Скотт начинает издалека, нелепой и абсолютно идиотской постельной сценой, в которой Майкл Фассбендер ползает по Пенелопе Крус в облаке простыней. Увиденное напрочь вытесняет из памяти только что промчавшуюся посреди пустыни точку - мотоциклиста. Но об этом и речь, точка рождает серию неумолимых многоточий и тире, отбивающих глубокомысленные диалоги жирно прописанных героев пьесы.

Персонажи "Советника", что поначалу и вызывает стойкое удивление, разговаривают даже не между собой - они, фактически описывая себя, скорее рисуют шизофренические портреты друг друга, тщательно проговаривая мало что значащие в таком объеме философские максимы. Все это сильно напоминает художественный эксперимент Брайана Льюиса Сандерса, который рисовал свои образы, находясь под воздействием различных препаратов.

Герои "Советника" и есть эти токсичные вещества с широким спектром действия. Есть сам Советник (Майкл Фассбендер), который с прозорливостью крота роет "могилу на вырост" и решается на сделку с мексиканским картелем, естественно, не слишком понимая реальное соотношение рисков и гипотетического профита. Как выясняется немного позже, калькуляции данные величины не поддаются вовсе.

Есть пестрый тусовщик и транжира Рейнер (Хавьер Бардем), который хоть и знает правила, но играет тоже как будто в состоянии атрофии одного из важных для выживания органов чувств. Есть проныра и вечный беглец Вестрэй (Брэд Питт), который с законами жанра и особенностями рынка также очень хорошо знаком, но в силу своей чрезмерной осведомленности вряд ли всерьез может рассчитывать на успех. Наконец, дамы. Сияющая благодетельностью Лора (Пенелопа Крус) и отмеченная сиянием иного рода Малкина (Кэмерон Диас).

Всех их вместе в "Советнике" как будто закапывают одной лопатой, чтобы потом ближе к концу торжественно эксгумировать под размеренно произнесенную речь о все тех же вечных принципах существования миров и предустановленных в них правилах работы над ошибками. Голос этот постепенно превращается в назойливое жужжание, из которого утомленное затянувшейся декапитацией смыслов, сопровождающейся буквально изображенным обезглавливанием, сознание выуживает лишь пару-тройку ключевых слов. Да и те глохнут в экранном мареве картинки, на которой два красавца гепарда летят на дрожащий закат, правда, в финальном монологе Малкина сообщает, что один из них погиб, но это мы уже и так знали.

Обозреватель Полина Грибовская

Новости