Россия в первой сотне Doing Business
Россия поднялась на двадцать ступеней в традиционном рейтинге Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (IFC) Doing Business, отражающем условия ведения бизнеса в стране, переместившись на 92-е место
Москва. 29 октября. INTERFAX.RU - В 2011 г. Россия поднялась всего на четыре позиции, в прошлом году в первую очередь благодаря улучшениям в сфере уплаты налогов удвоила темп продвижения в рейтинге, переместившись со 120-го на 112-е место. Однако, даже поднимаясь на восемь позиций в год, Россия не сумела бы приблизиться к решению президентской задачи - войти к 2018 году в топ-20 рейтинга, который власти страны избрали в качестве индикатора успешности своих усилий по улучшению предпринимательского климата.
Шире шаг
"Двадцать позиций - это очень существенный прыжок. Столь серьезное изменение случается в разрезе отдельных показателей, но для странового рейтинга в целом это редкость", - сказала "Интерфаксу" соавтор доклада Валентина Салтане.
Доклад Doing Business публикуется в одиннадцатый раз. Авторы исследования проранжировали 189 стран по 10 критериям регулирования предпринимательской деятельности: затраты времени и денежных средств на создание нового бизнеса, получение разрешений на строительство, доступ к электроэнергетической инфраструктуре, регистрация прав собственности, получение кредитов, защита прав инвесторов, уплата налогов, осуществление международной торговли, обеспечение исполнения договоров, процедуры банкротства.
Оценивался временной период с 1 июня 2012 по 1 июня 2013 года. При расчете рейтинга использовались показатели крупнейших деловых центров страны (для России - Москва).
По словам Салтане, есть и другая группа, которая занимается исследованиями по регионам (так называемый Subnational DB). Там рассматриваются показатели других регионов и городов. Но это отдельные исследования, в "большой" Doing Business они не интегрируются.
Если допустить, что Россия сохранит набранный темп, то задача войти в топ-20 к 2018 г. становится решаемой. Впрочем, по мере приближения к лидерам подъем в рейтинге будет даваться все труднее.
Прецедент резкого взлета в рейтинге на протяжении нескольких лет подряд есть: пример можно брать с Грузии, которая с 2005 г., по словам В. Салтане, в совокупности осуществила 36 реформ.
Место, которое принадлежало России в прошлом рейтинге, в Doing Business 2014 заняла Украина. Она добилась еще более впечатляющего прогресса, чем Россия, поднявшись со 137-й позиции. Это лучший в Doing Business 2014 результат по сравнению с предыдущим годом.
Ближайшие соседи России по рейтингу - Албания, Барбадос, Сербия, Ямайка.
Реформы
Подняться в рейтинге России помогли пять реформ, которые ВБ и МВФ признали облегчающими ведение бизнеса в стране. В предыдущем рейтинге таких реформ было две.
Так, одна из реформ касается запуска нового предприятия. Россия отменила требование для открытия банковского счета компании иметь банковскую карту с нотариально заверенной подписью.
В результате по критерию затрат времени и денежных средств на создание нового бизнеса Россия поднялась со 101-го места на 88-е, сократив на одну, до семи, количество процедур, которые необходимо пройти для создания бизнеса, а временные затраты - с 18 до 15 дней. Стоимость создания бизнеса сократилась до 1,3% с 2% от доходов на душу населения. Необходимый стартовый капитал сократился с 1,4% до 1,2% от доходов на душу населения.
Кроме того, РФ сократила количество разрешений, необходимых для реализации строительных проектов и уменьшила время, необходимое для регистрации нового здания. И хотя по критерию получения разрешения на строительство РФ осталась на прежнем, 178-м месте, показатели, определяющие данный критерий, улучшились. На получение разрешения на строительство теперь в РФ нужно потратить 297 дней, а не 344 дня, как годом ранее, и пройти при этом 36 процедур, а не 42. Стоимость получения разрешения на строительство теперь составляет 89% от дохода на душу населения (годом ранее 129,2% дохода на душу населения).
Впрочем, в этом критерии рейтинга у России по-прежнему большой потенциал для роста. "Здесь предстоит большая работа по снижению уровня бюрократии", - отмечает Салтане. И почти 300 дней на получение разрешения и 36 необходимых для этого процедур - это очень много, констатирует она.
Также Россия облегчила процедуру доступа к электроэнергии для предприятий, сделала получение электроэнергии более простым и менее затратным, установив стандартные тарифы и устранив многие ранее требовавшиеся процедуры. По доступу к электроэнергетической инфраструктуре Россия поднялась со 184-го на 117-е место. Количество процедур сократилось вдвое - до пяти, а дней на их прохождение - с 281 до 162. Стоимость доступа сократилось с 1573% от дохода на душу населения до 293,8%.
В вопросе подключения к сетям достигнут "очень большой прорыв", говорит соавтор доклада. По ее словам, учитывались не только регуляторные изменения, но и практика. "Проводились опросы, наша команда ездила в Москву, общалась с потребителями. Подключение стало быстрее и дешевле", - сказала В. Салтане.
ВБ и МВФ отмечают и реформы в сфере регистрации собственности в РФ. В частности, были оптимизированы процедуры и временные затраты на их реализацию. По данному критерию РФ поднялась с 46-го на 17-е место. Годом ранее Россия, напротив, спустилась на одну ступень. Теперь вместо пяти процедур необходимо пройти четыре, потратив на них 22 дня, а не 44. Стоимость регистрации прав также снизилась - с 0,1% до 0,2% от стоимости недвижимости. "Процедура стала рациональнее и короче", - отметила Салтане.
Также в России упростилось ведение международной торговли в результате внедрения электронной системы подачи документов по экспорту и импорту и сокращения числа физических проверок. По этому критерию РФ поднялась со 162-го на 157-е место. Хотя количество необходимых документов по экспорту увеличилось на один - до девяти, как и количество дней на его осуществление - с 21 до 22, однако стоимость экспортных процедур снизилась с $2820 за контейнер до $2615. Количество документов для оформления импорта сократилось с 11 до 10, временные затраты - с 36 до 21, стоимость - с $2920 за контейнер до $2810.
По уплате налогов РФ поднялась с 64-го на 56-е место (годом ранее по этому критерию Россия перепрыгнула сразу 41 ступень). Количество платежей за год осталось прежним - 7, временные затраты на уплату налогов также не изменились - 177 часов, при этом общая налоговая нагрузка сократилась с 54,1% от прибыли до 50,7%.
Снижение
По критерию предоставления кредитов Россия продолжает спускаться в рейтинге, сместившись со 104-го места на 109-е (годом ранее РФ потеряла шесть позиций). Индекс юридических прав оценивается ВБ в 3 балла по шкале от 0 до 10, глубина кредитной информации - 5 по шкале от 0 до 6. В государственных реестрах по-прежнему не содержится информация о кредитах, в частных бюро отображается информация о кредитах 59,2% взрослого населения (ранее 45,4%).
Еще по трем критериям Россия немного поднялась, однако скорее это связано с ухудшением этих показателей у других стран.
По защите прав инвесторов Россия поднялась на 115-е место со 117-го. По степени открытости РФ получила 6 баллов из десяти, по степени ответственности директора - 2 из 10, по простоте подачи исков акционерами - 6, по защите инвесторов - 4,7. Все эти показатели не изменились с предыдущего года.
По обеспечению принудительного исполнения контрактов и договоров Россия поднялась на одну ступень, заняв 10-е место. При этом все показатели этого критерия остались на прежнем уровне: 36 процедур, 270 дней на их прохождение и стоимость - 13,4% от стоимости иска.
По процедурам банкротства РФ спустилась с 53-го на 55-е место. Показатели по времени, которое уходит на такие процедуры (2 года), и их стоимости (9% от величины среднедушевого дохода) не изменились. Коэффициент взыскания сократился с 43,4 цента с одного доллара до 42,8.
Кто быстрей
По-прежнему возглавляет мировой рейтинг по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса Сингапур, который держится на первом месте уже восьмой год подряд. В десятку лидеров также вошли Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Норвегия, Великобритания, Республика Корея, Грузия. Малайзия вошла в десятку, перепрыгнув сразу с 12-го на 6-е место, в то время как Австралия вышла из десятки, спустившись на одну ступень.
Наибольший прогресс помимо Украины и России за последний год продемонстрировали Руанда (поднялась с 52-го на 32-е), Бурунди (со 159-го на 140-е), Косово (с 98-го на 86-е), Кот-д'Ивуар (со 177-го на 167-е), Гватемала (с 93-го на 79-е).
Среди наших ближайших соседей наилучшие результаты показал Узбекистан, поднявшись со 154-го на 146-е место. Остальные страны несколько спустились в рейтинге: Армения - с 32-го на 37-е, Белоруссия - с 58-го на 63-е, Казахстан - с 49-го места на 50-е, Азербайджан - с 67-го на 70-е.
Среди стран БРИКС в рейтинге кроме России поднялась только Бразилия - со 130-й на 115-ю строчку. Индия спустилась со 132-го места на 134-е, Китай - с 91-го на 96-е место, ЮАР - с 39-го на 41-е.
Замыкает список Республика Чад, вновь поменявшаяся местами с другим аутсайдером и своим географическим соседом - Центрально-Африканской Республикой.
Будущее Doing Business
В июне этого года независимая комиссия, созданная Всемирным банком, обнародовала критические рекомендации в отношении рэнкинга Doing Business. В экспертную панель вошли 11 человек, в том числе экономист Сергей Гуриев. Эксперты сочли, что банку следует отказаться от публикации сводного рэнкинга в виде таблицы, в которой страны расставляются по местам от первого до 185-го, но продолжить публикацию самого исследования, совершенствуя при этом его методологию и повышая ее прозрачность.
По мнению авторов доклада, отказ от публикации сводного рэнкинга стран позволит ослабить критику Doing Business. При этом влияние исследования на политику стран и общественные дискуссии снизится в краткосрочной перспективе, однако в долгосрочной перспективе это "улучшит фокус на базовые сущностные вопросы и повысит ценность исследования", говорилось в докладе комиссии. При этом, по данным The Wall Street Journal, США, крупнейший акционер Всемирного банка, не согласны с отменой сводного рэнкинга стран. Вашингтон, признавая необходимость совершенствования Doing Business, считает его важным сравнительным индикатором, способствующим продвижению реформ и развитию частного сектора. Ряд влиятельных экспертов также считают, что без рэнкинга само исследование во многом потеряет свой смысл и станет одним из многих аналитических обзоров на тему бизнес-климата.
Главный критик рейтинга - Китай, который выступает за прекращение публикации исследования, обвиняя его в необъективности и прокапиталистической направленности, искаженной методологии и извращении фактов. Официальную жалобу на рэнкинг направляла в ВБ и Индия, которая недовольна узким подходом авторов исследования к отдельным показателям бизнес-климата.
Пока, впрочем, кардинальных изменений в Doing Business не произошло. "Есть отчет независимых экспертов, которые проанализировали методологию рейтинга по инициативе президента Всемирного банка. Мы принимаем во внимание их рекомендации", - сказала Салтане. Работа над DB-2014 уже ведется, добавила она.