Пятая сласть

В прокате неоднозначная картина режиссера Билла Кондона о создателе Wikileaks Джулиане Ассанже. Фильм снят по двум источникам, с позицией которых "виновник торжества" разоблачительной правды в корне не согласен

Москва. 28 октября. INTERFAX.RU – В общем-то, своей, а скорее, не совсем своей "пятой властью" Билл Кондон практически ничего не сказал, как не говорят там уже долгое время полчища байопиков, выходящих с конвейерной ленты Голливуда последних лет. Вызывает эта тотальная "ниочемность" уже не раздражение, а скуку и усталость. Медийный антураж вокруг создания картины об Ассанже и его в прошлом соратнике Даниэле Домшайте-Берге общеизвестен. Последний написал книгу о том, как рассорился с первым, к сценарию подверстали сведения, раздобытые парнями из The Guardian, сценарий целиком "утек" в Сеть, а сам герой, в настоящее время пользующийся дипломатическими возможностями британско-эквадорского гостеприимства, пишет снисходительно-гневные письма исполнителю главной роли Бенедикту Камбербатчу.

Бывший ажюстер Wikileaks Домшайт-Берг предстает сначала затюканным офисной работой берлинским мечтателем, который растрачивает свою компьютерную грамотность на пранкстерские забавы по сведению с ума редакционных принтеров от лица начальства, но когда на велосипеде мчит домой, то, безусловно, мечтает о чем-то большем. Знакомство с загадочным беловолосым типом открывает Домшайту-Бергу в мир приключений, не иначе. Таким образом Кондон разрабатывает классическую диспозицию "мастер и подмастерье", драматургия этого действия известна наперед за исключением мыслимых масштабов намеченной операции.

"Головокружение от успехов" накрывает Домшайта-Берга практически сразу - сразу после слива информации о швейцарском банке Julius Baer, "преддефолтном" положении Исландии, расстреле журналистов Reuters. Дальше все по накатанной. Режиссер не нагружает зрителя громоздкой фактологией и лишними цифрами, просто в нужные моменты вокруг героев "пятой власти" вырастают декорации ангара, заставленного офисной мебелью, - так происходит в минуты смятения Домшайта-Берга - и пускает монохромную зеленую абракадабру или фрагменты переписки из закрытого чата персонажей, чтобы обозначить важный мыслительный процесс или минуту решимости Ассанжа. Всерьез увлечься этой информационной бутафорией получается едва ли.

Для пущего драматизма, романтизма и жизненности в сюжет запущена миловидная особа из бывших коллег Домшайта-Берга - актер Мориц Бляйбтрой, играющий специалиста по "железу", временно обитающего в коровнике, Дэвид Тьюлис и Питер Капальди выступают за мечущуюся журналистскую гвардейскую команду из The Guardian, Лора Линни, Стэнли Туччи – за временами обаятельных "ястребов Пентагона".

Всерьез такую интерпретацию истории Wikileaks воспринимать все-таки чрезвычайно сложно, выбранный саундтрек, состоящий из композиций актуальных электронных музыкантов (Amon Tobin, Emika, Flying Lotus, Tame Impala, M83) вперемешку с Моцартом ничему такому не способствует. И, пока многие думали, что Кира Найтли в корсете "Герцогини", "Анны Карениной" и Элизабет Свонн из "Пиратов" есть зло, в киноиндустрии родилось зло гораздо большее – сюжет, основанный на реальных событиях. Для понимания этого совсем не обязательно осваивать терабайты архивов Wikileaks.

Обозреватель Полина Грибовская

Новости