Вальтера Скотта обогатила защита авторских прав

Строгая защита авторского права помогает только самым выдающимся и успешным писателям. Ужесточение режима защиты авторских прав в Англии в начале XIX века сделало сэра Вальтера Скотта богачом

Бостон. 18 октября. FINMARKET.RU - Государство может способствовать развитию творчества только с помощью защиты прав на интеллектуальную собственность. С развитием виртуальной экономики это стало особенно важно - авторское право защищает не только музыкальные произведения или литературу, но и программное обеспечение, контент интернет-сайтов, кинопродукцию и многое другое.

Часто правительства пытаются ужесточить защиту прав собственности с помощью продления срока действия копирайта. В США законом 1998 года и в Великобритании законом 2011 года срок, в течение которого будут действительны авторские, продлен с 50 лет после смерти автора до 70 лет.

Некоторые исследователи не уверены, что жесткое регулирование авторских прав действительно способствует творчеству. Композитор Джузеппе Верди смог хорошо заработать на собственных произведениях. Закон о копирайте был принят в 1837 году в некоторых частях Северной Италии. Исследователи уверены, что Верди воспользовался им, чтобы заработать состояние, но в итоге стал писать меньше опер.

Меган Макгарви из Университета Бостона и Петра Мозер из Стенфорда проанализировали доходы британских писателей периода романтизма - первой трети XIX века. Они исследовали 208 произведений 105 авторов, которые были опубликованы 19 издательствами в период с 1800 по 1829 год.

  • В 1814 году защита прав на интеллектуальную собственность была существенно ужесточена. Это привело к резкому росту стоимости книг, так как издатели пользовались монополией авторов на их публикацию.

  • От ужесточения прав на интеллектуальную собственность выиграли издательства, но выросли выплаты и авторам. В среднем гонорары авторов утроились, а медианный рост составил 101%.

  • Отчасти этот рост связан с популярностью сэра Вальтера Скотта, который опубликовал первый рассказ как раз в 1814 году. Если исключить его произведения, то медианный рост выплат составит всего 59%.

Как закон об авторском праве помог британским романтикам

  • Впервые авторское право в Великобритании упоминается в законе 1710 года. Этот закон предлагал авторам охрану их авторских прав в течение 14 лет. Если же автор по истечении 14 лет все еще был жив, то права охранялись еще 28 лет.

  • Чтобы получить подобную охрану, авторы регистрировали все новые книги, а копию каждой книги отправлять в Британскую библиотеку и восемь библиотек в Англии и Шотландии.

  • Как только срок в 28 лет подходил к концу, суд разрешал всем желающим издательствам публиковать книгу. Нарушение авторских прав в тот период каралось большими штрафами. В 1801 году за нарушение прав собственности издатель лишился всего тиража и заплатил 3 пенса за страницу. Торговцы, импортировавшие книги без соблюдения копирайта, платили штраф в 10 фунтов – это на 10% больше средней еженедельной зарплаты.

  • С 1814 года издатели были обязаны предоставить копии книги в течение 12 месяцев Британскому музею и 10 университетским библиотекам в течение 12 месяцев.

  • Копирайт также был продлен до 28 лет или до смерти автора, если он был все еще жив после окончания срока копирайта. После смерти автора копирайт действовал в течение 28 лет.

В XIX веке британские писатели хорошо зарабатывали

Экономисты проанализировали выплаты 105 авторам, сделанные 19 издательствами за 208 произведений, опубликованных в Великобритании с 1800 по 1829 год.

  • По 98 изданиям доступна подробная бухгалтерская отчетность. В 10 случаях издатели несли убытки и не платили ничего авторам.

  • 207 из 208 опубликованных произведений – романы, 208-я книга - коллекция эссе.

  • 201 из 208 – это первые издания книг. Остальные семь – это первые издания новых томов книг.

  • Обычно автор получает первую выплату в год публикации книги. 57 выплат были сделаны в год до публикации книги, а еще пять – за два года до публикации.

  • Издатели обычно платили авторам в течение десятилетия или чуть меньше. В отношение некоторых авторов издательства заключали договор о разделении прибыли, в таком случае выплаты осуществлялись в течение 35 лет.

  • 133 из 208 произведений были опубликованы изданием Longman. Остальные – другими издательствами.

  • 70 из 105 авторов появляются в базе лишь единожды. Лишь шесть авторов опубликовали по пять и более романов. Рекордсменом стала Анна Мария Портер, которая опубликовала девять романов, некоторые в соавторстве с сестрой.

  • Две книги были опубликованы уже после смерти авторов. Гонорары за них получали родственники покойных.

  • Авторы получали порядка 15,17 фунтов за 100 страниц текста – это медианное значение. В среднем автор получал 40,74 фунта за книгу.

Закон об авторском праве увеличил доходы писателей

Издательство может взять на себя все риски и расходы на печать и распространение продукции. В таком случае автор отказывается от претензий на будущую прибыль и передает все авторские права издателю в обмен на гонорар.

NBER

  • Авторы 112 книг получили только доходы от продажи авторских прав, еще 80 – доходы по договору о разделе прибыли.

  • До 1814 года из 66 изданных книг 43 были изданы с помощью покупки авторских прав, после 1814 года авторы 85 из 142 книг получили только прибыль от продажи авторских прав.

  • Медианная выплата по договору о продаже авторских прав составила 214,45 фунтов. В среднем авторы за продажу авторских прав получали 493,08 фунта.

  • Гонорары авторов можно сравнить с заработками рабочих. Английский рабочий в 1800 году в среднем получал 23,58 фунта, а в 1829 году – 32,26 фунта.

  • Самый большой гонорар получил Вальтер Скотт за "Пирата" - 5 928,08 фунтов.

NBER

  • В период 1800 - 1814 годов медианная выплата составляла 100,51 фунта. В период 1815 - 1829 годов эта сумма выросла до 361,73 фунта. Выплаты увеличились практически в три раза.

  • Средние выплаты в расчете на 100 страниц выросли с 15,44 фунта до 1814 года до 71,92 фунта после. Однако рост был связан с успехом нескольких авторов.

  • До 1814 года издатель платил автору в виде фиксированных выплат 160,9 фунта, а после – 661,54 фунта. При этом Вальтер Скотт в среднем получал 2 444,53 фунта.

  • Но даже без учета доходов Вальтера Скотта выплаты авторам после ужесточения законодательства выросли: в среднем до 1814 года они получали 157,71 фунта, а после - 368,61 фунта.

  • Средний возраст автора книги составил 43 года. В основном выгоду от продления сроков действия авторских прав получали молодые писатели, которые явно прожили бы дольше 28 лет, а также наследники пожилых авторов.

  • Выплаты авторам младше 30 лет выросли с 85,08 фунта до 1814 года до 426,99 фунта после.

Авторам лучше не брать на себя риски

NBER

Издательство также может не выплачивать авторский гонорар, а разделить с писателем будущие прибыли, обычно они просто делили их пополам. На это пошли авторы в 80 случаях.

  • В среднем на таких сделках авторы получали доход в 164,49 фунта.

  • После ужесточения закона об авторском праве доходы в среднем выросли на 37% - с 139,9 фунта до 174,41 фунта.

  • Однако из расчета на страницу доходы сократились на 13,5% - со среднего значения в 19,45 фунта на 100 страниц до 16,79 фунта.

  • Подобные сделки куда более рискованны, поэтому авторы несильно выиграли от увеличения прав заимствований.

NBER

Вальтер Скотт разбогател на своих романах

Часто авторы получали доходы и от продажи авторских прав, и от сделок по разделению прибыли.

  • Медианный совокупный доход составил 131,28 фунта, именно такой гонорар получила Джейн Остин за роман "Гордость и предубеждение".

  • Больше всех заработал Вальтер Скотт на книге "Пират" - 5 928,08 фунта.

  • Самый маленький доход - всего 2,17 фунта - получила Элизабет Бергер за книну "The Heart and the Fancy".

  • Рост доходов коснулся небольшого количества произведений, прежде всего книг Вальтера Скотта.

  • За четыре свои книги Скотт получил больше 4000 фунтов. Общая стоимость остальных произведений Скотта в 7 раз выше 127 книг других авторов.

  • Однако успехи Скотта можно от части объяснить тем, что в 1805 году на полученное наследство он купил издательство Ballantyne&Company, которым владел один из его друзей. Компания потом выступала партнером при публикации его произведений.

  • Романы Скотта оставались популярными долгое время, и он хорошо зарабатывал и на их переиздании.

NBER

Новости