Задача – помочь людям выбраться

Глава Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ Юлия Шойгу рассказала "Интерфаксу" о том, как работали специалисты Центра в Перми, каковы их ежедневные обязанности, и о том, как психологическая помощь придет в Интернет

Фото: МЧС РФ

Москва. 17 сентября. INTERFAX.RU - Психологи МЧС России одними из первых оказываются на месте чрезвычайных ситуаций. Они проводят огромную работу по оказанию психологической помощи пострадавшим, их родственникам и близким в кризисных ситуация. О том, как был создан Центр экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России, о специфике и методиках работы психологов министерства в интервью корреспонденту "ИНТЕРФАКСА" Алексею Штокалу рассказала директор Центра Юлия Шойгу.

Юлия Сергеевна, за девять лет существования Центра вы приняли участие в ликвидации последствий многих чрезвычайных ситуаций, когда людям приходится оказывать психологическую помощь и поддержку. Расскажите о том, кто и когда принял решение создать Центр экстренной психологической помощи МЧС России.

Такая идея появилась у руководства нашего министерства в 1999 г. и тогда ее поддержал руководитель Всероссийского центра экстренной радиационной медицины Алексей Михайлович Никифоров, к сожалению, его уже нет в живых. В каком-то смысле это была рискованная идея, потому что тогда было непонятно, насколько нужна такая помощь именно в острый период и чем психолог в таких ситуациях может помочь. И все же такое решение было принято, и 9 лет назад мы были созданы как филиал Всероссийского центра экстренной радиационной медицины, который теперь носит имя Алексея Никифорова. Затем, с 31 декабря 2003 г. мы стали существовать как самостоятельное учреждение.

Сколько психологов у вас сейчас работает в Центре?

В центре работает около 50 специалистов-психологов, но наша служба расширяется, и мы надеемся на дальнейшее развитие. Жизнь показала, что такая служба необходима. В прошлом году, например, психологическая помощь нашими специалистами была оказана в зонах чрезвычайных ситуаций более чем в 9 тысячах случаев.

Около двух лет назад у вас была создана "горячая линия" МЧС России, работает ли она сейчас, сколько звонков поступает на нее в сутки. Успеваете ли вы отреагировать на каждый?

В прошлом году на телефон нашей "горячей линии" поступило около 4,5 тыс. звонков, а в среднем на нее поступает около 500 звонков в месяц. Люди обращаются за психологической помощью, когда они оказываются в кризисной ситуации, и наша задача помочь им из нее выбраться. Если же брать, например, последнюю трагедию с крушением самолета "Боинг-737" в Перми, то именно наша "горячая линия" работала действительно как "горячая" по чрезвычайной ситуации. За двое суток работы специалистами было принято более 400 звонков от родственников, знакомых и близких погибших в этой авиакатастрофе.

Идет время, меняются и методики работы. Что нового есть у вас на вооружении? Какие методики вы используете в работе?

Сама по себе технология оказания экстренной психологической помощи достаточно новая, тем не менее каждый год появляются новые технологии и способы работы. Самым значительным достижением в этой области в текущем году стала, пожалуй, работа после землетрясения в китайской провинции Сычуань, когда мы оказывали экстренную психологическую помощь людям, которые не владели русским языком, в основном детям.

На практике мы смогли опробовать такие способы психологической помощи, которые не требуют знания языка. В целом эта работа показала себя как достаточно эффективная и в наших ближайших планах в Центре создать специальную группу для оказания помощи за рубежом при проведении международных спасательных и гуманитарных операций. Мы только начали прорабатывать этот вопрос, но сейчас можно сказать, что это будут безусловно люди, специально подготовленные к такой работе, а численность этой группы может быть от 5 до 7 человек.

Что касается технологий, то мы их стараемся внедрять постоянно и не только для оказания экстренной психологической помощи во время чрезвычайной ситуации, но и в плановой повседневной работе, когда оказываем психологическую помощь нашим спасателям, пожарным и другим сотрудникам министерства.

У нас хорошее техническое оснащение и есть возможность применять не только классические способы в работе, такие как консультации и тренинги, но еще аппаратные методы, разрабатываем новые диагностические средства для более четкого выявления проблем, активно внедряем инновационные способы в рамках психологической подготовки. Также активно разрабатываются еще новые направления - дистанционное оказание психологической помощи и оказание помощи на базе современных информационных технологий.

"Горячая линия" это уже не новинка и сейчас в наших планах реализовать и наладить психологическую помощь через Интернет, такие разработки уже ведутся.

Как налажено у вас взаимодействие с вашими зарубежными коллегами и существуют ли аналоги вашего центра в мире?

Возможно подобные центры и существуют, но я о таких центрах не слышала. В США, например, существуют центры по подготовке населения и волонтеров, которые потом имеют право работать при возникновении чрезвычайных ситуаций. В Европе существует большое количество разнообразных комиссий при правительствах, которые занимаются организацией подобной работы с населением. На мой взгляд, как профессионала, такие волонтерские организации более эконономичны, но при этом менее эффективны, потому что в них работают все-таки не профессионалы, а люди, которые не обладают достаточным уровнем специального образования. А ведь ситуации, в которых работают психологи, очень сложны. О существовании такой профессиональной организации, я не слышала.

Сейчас мы активно взаимодействуем с коллегами из стран СНГ. Они приезжают и перенимают у нас опыт. В частности, после землетрясения в провинции Сычуань (Китай) китайская сторона выразила заинтересованность нашей работой, и в ближайшее время мы, видимо, организуем совместный семинар, на котором попытаемся передать им тот опыт и наработки, которые у нас есть. Сейчас аналоги Центра появляются в странах СНГ.

Какие сложности в работе вы испытываете, например, с какими трудностями столкнулись во время ликвидации последствий грузинской агрессии в Южной Осетии и авиакатастрофы в Перми?

Чрезвычайная ситуация потому и называется чрезвычайной, что она постоянно выходит за рамки нашей обычной, повседневной жизни, норм и правил. Не существует двух похожих чрезвычайных ситуаций. В каждом конкретном случае очень сложно спрогнозировать, что может быть и что может вызывать сложности в работе. Это могут быть самые разнообразные факторы, начиная от этнокультурных особенностей региона и заканчивая индустриальным устройством города, особенностями проведения аварийно-спасательных работ, насколько долго длится этап поисковых работ. Таких факторов очень много, и поэтому каждая ситуация уникальна, в каждом конкретном случае приходится использовать какие-то новые организационные решения и делать, таким образом, нашу работу как можно эффективнее.

Если брать, например, ситуацию в Южной Осетии, то одной из особенностей был, пожалуй, масштаб проводимой операции. На место выезжала большая группа специалистов, они работали в разных местах и нужно было координировать их работу. Если говорить о трагедии в Перми, работала наша "горячая линия", помогли в организации двух "горячих линий" в Перми. Кроме того, одна группа специалистов-психологов работала непосредственно в Перми с родственниками на месте, а другая группа работала в Москве в аэропорту "Шереметьево" и также занималась сопровождением родственников погибших, которые вылетали из Москвы в Пермь на место трагедии.

Наша справка: Центр экстренной психологической помощи МЧС России был создан 17 сентября 1999 г. как филиал Всероссийского центра экстренной радиационной медицины МЧС России в Санкт-Петербурге.

За все время существования центра его специалисты оказали психологическую помощь почти 70 тысячам человек. Специалисты Центра принимали участие в ликвидации последствий более 40 крупных ЧС природного и техногенного характера, оказали помощь 68 тысячам пострадавших.

С 1 января 2006 г. центр получил статус самостоятельной организации. Специалисты Центра работали не только в России, но и за рубежом, в том числе при эвакуации российских граждан из зон конфликтов.

В этом году психологи МЧС впервые оказывали помощь пострадавшим от стихии за рубежом - летом в течение трех недель они работали в районе землетрясения в китайской провинции Сычуань. Они оказали помощь более 300 пострадавшим, из которых 250 - дети.

С 1 июля 2006 г. в ЦЭПП в круглосуточном режиме работает телефон "горячей линии" - 626-37-07. Тематика поступающих звонков не всегда связана с какими-либо катастрофами, она разнообразна.

С 1 июля 2008 г. в работе ЦЭПП появилось еще одно направление - "мобильные" группы психологов выезжают со спасателями и пожарными на ДТП, пожары и другие чрезвычайные происшествия в Москве и Московской области. Ежегодно только в московском регионе удается предотвратить до 100 попыток суицида.

За 9 лет ЦЭПП создал целую систему оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и превратился в ведущий научно-практический центр в области экстремальной психологии. Специалисты центра оказывают помощь не только пострадавшим при катастрофах. Они ежегодно проводят диагностику и мониторинг психологического состояния сотрудников МЧС и при необходимости проводят их реабилитацию.