Как выжить без индексации тарифов
Минэкономразвития внесло в правительство план действий по сохранению финансовой устойчивости естественных монополий при ограничении индексации тарифов. Пока план действий не до конца согласован с профильными ведомствами - с Минэнерго, Минтрансом и ФСТ
Москва. 3 октября. INTERFAX.RU - Естественные монополии попали под перекрестный огонь государства - с одной стороны им заморозили тарифы на следующий год, с другой - потребовали не сокращать инвестиционные программы. Правительство пообещало помочь в разъяснительной работе с поставщиками, однако пока все ограничилось только торжественной клятвой не повышать цены со стороны цементников, чья продукция, впрочем, и до этого особо не дорожала. Уже ясно, что главный резерв чиновники видят в издержках монополий.
Свои предложения по "ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности" представило в правительство Минэкономразвития. Некоторые пункты программы заставляют аплодировать авторам идеи заморозки тарифов: безусловно, на этот шаг стоило пойти, чтобы власти наконец предложили монополиям разобраться с воровством, отказаться от лишних посредников, провести аудит крупных проектов, требовать скидки в ситуациях, когда их можно добиться.
Документ на 25 листах был разослан в ведомства на согласование в минувший четверг. Ведомства - Минэнерго, Минтранс, ФСТ - план согласовали не полностью, но сейчас он уже в правительстве, сообщил замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков.
Железная дорога
Для сохранения финустойчивости РЖД министерство предлагает "при необходимости" принимать меры по реструктуризации кредитного портфеля монополии "с привлечением средств федерального бюджета, ФНБ, пенсионных накоплений", говорится в плане, текст которого имеется в распоряжении "Интерфакса".
Сохранить объемы инвестпрограммы при одновременном сокращении затрат монополии поможет ценовой и технологический аудит проектов дороже 5 млрд рублей и "применение типовых укрупненных расценок в качестве лимитов в отношении линейных объектов с сопоставимыми условиями". Эти меры позволят сократить затраты РЖД на 50 млрд рублей в 2014 г., подсчитало министерство.
Далее следует набор шагов, которые выглядят вполне очевидно, но способны, по оценке Минэкономразвития, сократить не менее чем на 10% к уровню 2013 г. закупочные цены на 50 наиболее существенных позиций. Вот что предлагается сделать: повысить долю закупок на аукционах и напрямую у производителей, усилить борьбу с коррупцией и добиваться скидок, в особенности - дословно - "на продукцию и услуги, рыночные цены на которые снизились".
Сократить убытки РЖД от перевозки убыточных грузов должно совершенствование прейскуранта тарифов на ж/д перевозки. Минэкономразвития предлагает сблизить тарифы для грузов разных классов, одновременно при необходимости применяя меры поддержки пользователей транспортных услуг.
Увеличить доходы монополии от грузоперевозок не менее чем на 5% к уровню 2013 г. призвано уточнение правил тарифного коридора, "предусматривающее механизмы более гибкого и оперативного принятия РЖД решений по изменению тарифов в рамках ценовых пределов".
Следующий пункт программы предлагает переложить часть головной боли железнодорожников от тарифной заморозки на более благополучные отрасли. Не откладывая в долгий ящик, Минэкономразвития предлагает уже в октябре оценить возможности изменения тарифной нагрузки на пользователей "вследствие благоприятной ценовой конъюнктуры, в том числе для нефтегазовой отрасли".
Чтобы сохранить в 2014 г. неизменными цены на полувагоны, Минэкономразвития предлагает создать "постоянно действующий инструмент", обеспечивающий РЖД возможность привлекать парк Федеральной грузовой компании для перевозки грузов в условиях дефицита парка на рынке.
Еще одно предложение министерства - оптимизация количества вагонов, используемых для перевозки грузов. Усовершенствовав санкции за простой парка и перекрыв возможность включать невостребованные вагоны в перевозочный процесс, можно увеличить среднюю скорость передвижения по сети с 240 до 300 км в сутки, подсчитало министерство.
Кроме того, Минэкономразвития предлагает в декабре утвердить долгосрочные параметры тарифного регулирования для РЖД и тарифы на инфраструктурную составляющую на 2014-2018 гг. с установлением ограничения по темпу индексации на уровне инфляции предыдущего года.
Тогда же должны быть утверждены показатели качества работы инфраструктуры ж/д транспорта.
Сдерживанию цен на вагонную составляющую должен способствовать мониторинг нерегулируемых цен в составе стоимости перевозок, который предлагается поручить ФАС.
ГАЗПРОМ
Первое предложение в части газоснабжения из плана мероприятий чиновниками уже озвучивалось: разрешить "Газпрому" продавать газ ниже регулируемых цен. Размер скидки - до 20%.
Также министерство предлагает отменить нормы, предусматривающие ежеквартальный расчет оптовых цен на газ по формуле и возможность колебаний в коридоре +3%/-3% от среднего значения.
Еще одна возможная новация - 3-5-летнее регулирование тарифов ГРО - опять-таки с ограничением индексации уровнем инфляции прошлого года.
Предложения в части сохранения физических объемов инвестпрограммы дословно повторяют аналогичные пункты программы для РЖД - аудит крупных проектов, типовые расценки, совершенствование закупочной политики за счет борьбы с коррупцией, выбивания скидок и т.д.
Самый большой срок - до марта 2014 года - Минэкономразвития предлагает отвести на анализ целесообразности установления нормы прибыли поставок газа на внутренний рынок, "исходя из различных сценариев реализации газа на внешнем и внутреннем рынке и механизмов контроля (оптимизации) затрат".
Элетроэнергетика
Самые существенные изменения Минэкономразвития предлагает в отношении конкурентного отбора мощности (КОМ).
Так, ведомство предлагает пересмотреть величину предельной максимальной цены на мощность в 2014 году до уровня 2013 года. Как сообщалось, предельная цена КОМ-2014 была установлена в размере 133 тыс. руб./МВт в месяц для I ценовой зоны (европейская часть России и Урал) и 144 тыс. руб./МВт для II ценовой зоны (Сибирь).
При этом на КОМ-2013 предельные цены были ниже - 127 тыс. 837,24 руб./МВт и 136 тыс. 757,44 руб./МВт соответственно.
Кроме того, в Минэкономразвития намерены провести оценку снижения коэффициента резервирования мощности. Это будет сделано для "оптимизации загрузки мощностей". По сути, речь идет о снижении объема мощности, оплачиваемого в рамках КОМ. Ранее предполагалось снизить средний коэффициент резервирования по стране на один процентный пункт, что дало бы 3 млрд руб. экономии для конечных потребителей.
Также в предложениях Минэкономразвития содержится отмена индексации цен на мощность (должна быть произведена с 1 января 2014 года) и проработка вопроса о переносе сроков реализации договоров о предоставлении мощности (ДПМ) по объектам генерации на возобновляемых источниках энергии на период после 2014 года.
Впервые в Минэкономразвития учли исключение затрат территориальных сетевых организаций (ТСО), обслуживающих одного потребителя, из котлового принципа ценообразования. Предусмотрели и сдерживание цен в нерегулируемом сегменте - на оптовом рынке. Предлагается снижение цены на газ для электроэнергетики, исключение доходности на целевые инвестиционные средства по договорам купли-продажи новых АЭС и ГЭС, а также пересмотр параметров ДПМ для АЭС, ГЭС и тепловой генерации.
Пожалуй, наиболее экзотическое предложений - присоединение ОАО "Системный оператор" к ОАО "Российские сети". Это один из пунктов программы, подтолкнувших Минэнерго обратиться к первому вице-премьеру Игорю Шувалову с письмом "о наличии принципиальных разногласий по отдельным положениям плана". Сейчас документ находится на подписи у министра энергетики Александра Новака.