Правда в ночном метро

Грядущей ночью в метро будет проходить уникальная пресс-конференция: после того, как подземка закроется для горожан, туда спустятся журналисты, которым предстоит оценить состояние станции "Маяковская"

Москва. 17 сентября. INTERFAX.RU - Одна из красивейших станций столичного метро – "Маяковская" - в эти дни отмечает свое 70-летие. Впервые в истории метрополитена в ночь на 18 сентября на ее платформе агентство "Интерфакс" проводит уникальную пресс-конференцию руководства столичного метро, посвященное этому событию.

Шестого ноября 1941 г. здесь проходило собрание Московского Совета депутатов случаю 24-й годовщины Октябрьской революции, на котором с докладом, транслировавшимся по радио по всей стране, выступил руководитель государства Иосиф Сталин. Пресс-конференция станет первым за 67 лет торжественным собранием на платформе.

Первая очередь московского метро позволила с 1935 г. передвигаться пассажирам от "Сокольников" до "Парка Культуры" с ответвлением от "Охотного ряда" до "Смоленской". Ввод второй очереди начался в марте 1937 с открытия участка от "Смоленской" до "Киевской". Ровно через год поезда пошли по Покровскому радиусу – от "Улицы Коминтерна" ("Александровский сад") до "Курской", а 11 сентября того же года вступил в строй почти девятикилометровый Горьковский радиус от "Сокола" до "Площади Свердлова" ("Театральная"), он стал последним пусковым участком второй очереди. После открытия станций второй очереди поезда стали ходить по трем линиям: Кировской, Арбатской и Горьковской – раньше понятия разных линий не существовало, и поезда следовали по двум маршрутам.

"Маяковская" создана архитектором Алексеем Душкиным (в числе прочих работ – здание "Детского мира" 1957 г.), и стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения. Этот "подземный дворец", вошедший во все путеводители по Москве и привлекающий тысячи туристов, изначально планировалось назвать "Триумфальной площадью", однако к открытию он получил имя Владимира Маяковского, став фактически первым памятником поэту в Москве. Памятник поэту работы Александра Кибальникова (также являвшегося скульптором станции), получившего за него Ленинскую премию, был установлен на нынешней Триумфальной площади только в 1958 году.

В 1938 г. проект станции был удостоен Гран-при Международной выставки в Нью-Йорке. Колонны на платформе "Маяковской" покрыты рифленой нержавеющей сталью наподобие той, из которой выполнена работа Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Угловые части колонн выложены пластинами уральского камня "орлец" и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля использован светло-серый мрамор "уфалей" и шрошинский известняк из Грузии, путевые стены станции также облицованы мрамором "уфалей" и диоритом. Уникален свод центрального зала станции – его украшают овальные ниши, в которых размещены мозаичные панно из смальты на тему "Сутки страны Советов", выполненные по эскизам известного живописца Александра Дейнеки, ставшего впоследствии главным художником Кремлевского дворца съездов.

Первый вестибюль станции был встроен в здание концертного зала имени Чайковского, а в 50-е годы прошлого столетия был сооружен дополнительный выход в доме на восточной стороне Тверской улицы, который сейчас закрыт на ремонт. В 2005 г. в северной части Триумфальной площади открылся второй выход "Маяковской", впервые в истории Москвы построенный за деньги инвесторов. Над ним в ближайшем будущем будет возведен офисный центр.

В конце 80-х станция получила статус памятника архитектуры. Работы по реставрации станции, поддержанию ее уникального облика, теперь как уже объекта культурного наследия продолжаются до сих пор, и начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев, представители Метростроя и реставраторы в дни юбилея "Маяковки" готовы лично показать журналистам, что делается для сохранения "подземного дворца" на десятилетия вперед.

Обозреватель Юрий Кологорцев

Новости