О чем не было сказано
Встреча глав России и Азербайджана прошла, если судить по официальным заявлениям, результативно, но острые вопросы остались как бы за кадром. Подробности встречи Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева в репортаже корреспондента "Интерфакса"
Москва. 16 сентября. INTERFAX.RU - Судя по заявлениям президентов России и Азербайджана, визит Ильхама Алиева в Россию был весьма успешным. Более того, Дмитрий Медведев поблагодарил своего азербайджанского коллегу "за конструктивный и содержательный диалог", отметив при этом, что встреча "была очень полезной для дальнейшего укрепления стратегического партнерства между двумя странами".
Два президента с воодушевлением говорили о росте товарооборота. Журналисты при этом заулыбались. Заулыбались не потому, что не верят, а потому, что на протяжении последних многих лет на встречах на высшем уровне всегда обязательно, в первую очередь, говорят о товарообороте. Можно даже точно сказать: если товарооборот хорош, говорят, что он интенсивно развивается, приводя при этом примеры. Если не очень хорош, то стороны отмечают, что экономические отношения отстают от развития политических контактов. И заверяют, что они стремятся исправить это положение.
Так было и во время визита Алиева. На протокольной встрече при журналистах перед переговорами оба президента с нескрываемым удовольствием говорили о расширении сотрудничества, особенно в торговле.
Не будем подвергать сомнению интенсивность экономических отношений. Все факты и цифры свидетельствуют об этом. Однако я бы хотел задержаться на словах президента Азербайджана о том, что двусторонние отношения "прозрачны и предсказуемы".
Если они так прозрачны, то почему ни один из президентов - ни российский, ни азербайджанский - ни слова не сказал об отношениях в области добычи и транспортировки углеводородного сырья, то есть нефти и газа.
Правда, незадолго перед этим визитом министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев заявил о том, что "Азербайджану не нужны другие маршруты транспортировки своего газа, кроме имеющихся сегодня". Это означает, что к проекту "Набукко" относятся слова министра о том, что Азербайджан не хочет идти на "необоснованные дополнительные капиталовложения". Заметим, что этот проект стремится реализовать Евросоюз и предполагает соединить Каспийский регион, Ближний Восток и Египет через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию с Австрией и далее со странами Центральной и Западной Европы. Именно о нем шла речь и во время визита Путина (тогда еще президента) в Венгрию. Отвечая на вопрос, согласна ли Россия принять участие в этом проекте, Путин сказал, что Россия может рассматривать любые проекты, если они экономически обоснованы и если достаточно добывающих мощностей, чтобы заполнить и эту трубу. Хотя всем ясно, что наша страны в этом абсолютно не заинтересована.
Почему-то Ильхам Алиев в своем заявлении для журналистов ничего не сказал об этом. Хотя это важный вопрос не только для России и Азербайджана. Политики и журналисты из США не скрывают, что во время "прощальной гастроли", в том числе и в Азербайджан, вице-президента США Дика Чейни этот вопрос поднимался, но безрезультатно. Не могу не вспомнить дипломатические, если не сказать вынужденные, улыбки Чейни и президента Азербайджана после встречи. И не сравнить с совершенно искренним и абсолютно не показным поведением перед и после встречи президентов России и Азербайджана. И там, и там стороны улыбались, но это были разные улыбки.
Первый вопрос. Почему о таком важном факте не было сказано президентом Азербайджана в Москве? Баку еще не принял окончательного решения? Ответ на этот вопрос даст время.
Второе. В своем заявлении для прессы по окончании переговоров президент РФ подчеркнул, что событиям на Кавказе на переговорах "было уделено особое внимание" и что он проинформировал азербайджанского коллегу "о шагах, предпринимаемых Россией с целью обеспечения безопасности на Южном Кавказе". В то же время президент Азербайджана высказал "обеспокоенность" ситуацией в регионе и подчеркнул, что разногласия "должны разрешаться мирным путем, путем диалога и взаимоуважения". И тут же перешел к карабахской проблеме, отметив, что в случае положительного решения этой проблемы в регионе откроются новые хорошие перспективы для развития сотрудничества. Более того, в этом случае он даже поставил в пример российско-азербайджанские отношения. "Если бы все вопросы решались между соседями так, как между Азербайджаном и Россией, - подчеркнул Алиев, - то не было бы не только конфликтов, но даже и недоразумений".
Естественно, возникает вопрос - этот вполне разумный совет касается путей разрешения карабахской проблемы или и агрессии Грузии? Вполне понятно, что прямо высказать поддержку России в борьбе против агрессии Грузии президент Азербайджана, даже если бы и очень хотел, не может из-за государственных интересов его страны: значительные поставки азербайджанской нефти идут по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Заметим, что так же уклонился от прямого осуждения агрессии Грузии и накануне еще в Сочи президент Армении. Причина - единственная транспортная артерия, которая соединяет его страну, в том числе и с Россией, идет через Грузию.
Может быть, и тот, и другой на переговорах с глазу на глаз и поддержали российского президента. Но так это или нет, покажет время.
Таким образом, несмотря на все положительные составляющие, которые сопутствовали открытой части российско-азербайджанских переговоров на высшем уровне, основной вывод все-таки - подождем, увидим. Время даст ответы на эти очень важные для двух стран вопросы.
Уже после того, как был написан этот текст, помощник президента РФ по международным делам Сергей Приходько сообщил автору, что "вопрос о трубопроводе "Набукко" на переговорах двух президентов не поднимался".
Корреспондент Вячеслав Терехов