Регионы затягивает в воронку дефицита
Налогоплательщики дали региональным бюджетам передышку, выплатив в июле налог на прибыль за второй квартал. Денег до конца года все равно не хватит, уверены эксперты, - Минфину пора спешить на помощь
Москва. 17 сентября. FINMARKET.RU - Свежие данные Федерального казначейства об исполнении региональных бюджетов за июль выглядят лучше данных за первое полугодие. Но при их более тщательном изучении оптимизм почти полностью улетучивается. Все риски бюджетного обрыва в регионах, о которых уже писал "Финмаркет", остаются и появляются новые.
Карен Вартапетов, замдиректора группы государственных финансов Standard & Poor’s
"Основные тренды в наполнении региональных бюджетов сохраняются: падение налога на прибыль, небольшой рост налога на доходы физлиц (на 11% по сравнению с семью месяцами 2012 года – "Финмаркет"), снижение межбюджетных трансфертов (на 13%). И оснований ждать, что ситуация к концу года выправится, нет никаких. Налога на прибыль хотя бы на уровне прошлого года точно не будет. А расходное давление по-прежнему есть: нужно финансировать повышение зарплат и выполнение других указов. Мы ожидаем, что из федерального бюджета в регионы пойдет больше средств.
Регионам, чтобы выйти хотя бы на показатели прошлого года, придется оптимизировать расходы, сокращать те из них, которые не связаны с исполнением указов, и ждать финансовой помощи. Очень часто для финансирования текущих расходов регионы обращаются за кредитами в банки. Примерно половина кредитов берется всего на год, то есть направляется преимущественно на потребление. Мы ожидаем, что к 2015 году долг регионов увеличится почти вдвое по сравнению с 2012 годом.
Регионы всячески придерживают рост расходов. Можно предположить, что к концу года этот процесс будет нарастать. Делается это за счет резкого сокращения незарплатных расходов. Трудно сказать, насколько это устойчивая ситуация, является ли это следствием оптимизации, повышения эффективности расходов. А если не финансировать капитальные ремонты, содержание бюджетных учреждений, закупки, то потребности в этом просто перенесутся на будущее. В какой-то момент их придется активно финансировать.
Теоретически планируемое на федеральном уровне сокращение расходов ведомств на 5% можно транслировать на региональный. Но к сожалению, у очень большого количества регионов бюджеты уже состоят из таких малогибких расходов, вроде зарплат, начислений и т.п. Если у богатых регионов еще есть резервы по гибкости, то бедным будет очень сложно оптимизировать расходы".
Александр Андряков, гендиректор Экономической экспертной группы
"В прошлом году у консолидированных региональных бюджетов по итогам семи месяцев был профицит в 500 млрд руб., а год они закончили с крепеньким дефицитом почти в 300 млрд руб. Сейчас у них в запасе 180 млрд руб. Вот и смотрите, хватит им или не хватит. В декабре обычно улетает основная часть расходов, когда закрываются различные контракты, в том числе инвестиционные.
При этом в прошлом году работа по президентским указам только началась, в основном по учителям. В этом году она приобрела массовый характер.
Уже не первый год часть обязательств регионов по расходам просто не выполняется. Регионы не могут экономить на обязательствах постоянного свойства, в том числе по зарплате. Социальные выплаты, пособия они не трогают. Экономят на благоустройстве, строительстве и ремонте дорог, на инвестиционных расходах.
Бюджетные расходы далеки еще от эффективных. Здесь есть немалый резерв. Программы повышения их эффективности есть и на федеральном и региональном уровнях. Власти могут резать «по-живому», не исполняя какие-то обязательства. А могут, теоретически, при повышении эффективности тот же объем обязательств в физическом выражении исполнить с меньшим объемом финансов.
Нынешние бюджетные трудности толкают на проведение реформ. В состоянии профицита никому ничего не надо – живем и живем. А когда денег не хватает – начинают чесаться. Но вряд ли можно надеяться, что региональные власти могут резко повысить эффективность бюджетных расходов, попав в жесткие условия. Это надо готовить регламенты, настраивать процедуры всего инструмента государственной власти, повышать квалификацию кадров. На все это требуется время, не десятилетия, но годы. Поэтому сейчас власти в большей мере отказываются от финансирования каких-то обязательств – полностью или частично, снижая их физический объем".
Дмитрий Путилин, налоговый консультант
"Неравномерность поступления налога на прибыль связана с порядком его уплаты. Часть компаний не делает авансовые платежи каждый месяц, а платит налог раз в квартал. Квартальные платежи приходятся на апрель, июль и октябрь. Годовые начисления происходят в марте, на который приходится годовой пик уплаты налога на прибыль.
"Убыточные" комиссии (вызывающие руководителей низкоприбыльных компаний или тех, которые стали показывать убытки и не платить налог на прибыль, для выяснения причин убыточности; в этих комиссиях состоят представители налоговых органов и местных властей – «Финмаркет») продолжают работать, но никаких экстраординарных действий с их стороны нет. Есть грамотная планомерная работа налоговиков по работе с низконалоговыми и убыточными компаниями. Люди там работают суровые, некоторым это действует на нервы. А у кого все документы в порядке, спокойно относятся к угрозам прийти с выездной проверкой. Один раз можно у бизнеса отнять сверх того, что он может заплатить. Потом бизнес умирает, и от него нет никаких платежей".