Россия опоздала с вступлением в ВТО

Глобализм умер, уверен экономист Сатьяжит Дас: правительства разлюбили свободную торговлю и строят барьеры и границы для капитала и импортных товаров. Поэтому Россия опоздала с вступлением в ВТО на 20 лет

Фото: Reuters

Нью-Йорк. 16 сентября. FINMARKET.RU - Экономисты любят давать советы правительствам развивающихся стран: посмотрите на ЕС и США, делайте как они - не вмешивайтесь в торговлю, не ограничивайте движение капитала, откройте границы. Россия прислушалась - вступила в ВТО и сняла ограничения в торговле.

Но никаких выгод от этого получить не удастся. Россия опоздала. Если бы она вступила в ВТО двадцать лет назад, она могла бы снять сливки с глобализации, но сегодня вместо выгод получит одни убытки. Страны потихоньку закрывают свои рынки, утверждает известный экономист Сатьяжит Дас. Скоро от глобализма останутся одни воспоминания.

Глобализация достигла своего апогея в конце ХХ и начале ХХI веков. Активизация международной торговли и свободного движения капитала способствовали беспрецедентному росту и процветанию.

Но, как тонко отметил английский государственный деятель лорд Пальмерстон, страны не имеют постоянных друзей и союзников, они имеют только постоянные интересы. После финансового кризиса эти интересы стали прямо противоположными: теперь главное - это самообеспечение и минимизация зависимости от внешних рынков.

1. Автаркия снова здесь

  • Австро-Венгерская империя, Япония в период Эдо (1603-1868), нацистская Германия и Италия Бенито Муссолини - все эти страны склонялись в пользу национальной автаркии.
  • В прошлом веке самодостаточными пытались быть Советский Союз, Афганистан при талибах, Камбоджа красных кхмеров, Мьянма.
  • Неявно, но уверенно мир сегодня захватывает чучхе, северокорейская идеология Ким Ир Сена.
  • За этим сдвигом в сторону закрытой экономики стоит беспрецедентное экономическое и финансовое давление. Надвигается экономическая война, которая может изменить мировой порядок самым неожиданным образом.

2. Время глобализации закончилось после кризиса

  • Глобализация - продукт своего времени. После Второй мировой войны был период расширения мировой торговли и потоков капитала.
  • Падение Берлинской стены и интеграция Китая, России и Восточной Европы в мировую экономику послужили толчком к глобализации - производство и потребление раздробилось на много мелких стадий и растеклось по транснациональным системам производства.
  • Дерегулирование привело к глобализации капитала: сбережения из одной части мира устремились в привлекательные и выгодные инвестиционные проекты в другой.
  • В лучшие времена глобализация опиралась на высокие темпы экономического роста, но сегодня стало ясно, что отдельным странам пришлось пожертвовать национальными интересами, а выгоды от интеграции оказались меньше, чем затраты на нее.

3. Развитые страны получают больше развивающихся, ничего не делая

  • Большинству стран глобализация обеспечила процветание, но после глобального финансового кризиса преимущества большей экономической и валютной интеграции для многих народов стали не так очевидны.
  • Общий экономический рост замедлился и, вероятно, будет вялым в течение длительного периода времени. Для многих стран снижение прямых выгод от мировой торговли и свободного перетока капитала означает, что закрытая экономика им выгодней.
  • Кризис также четко показал интересный состав доходов и богатства, которые лежали в основе глобализации: прибыль от продаж iPhone - это часть китайского экспорта, хотя производится этот телефон из высокотехнологичных компонентов и на основе интеллектуальной собственности некитайских фирм и брендируется не ими.
  • Развитые страны и предприятия контролируют логистику и цепочки поставок и доминируют в международной финансовой деятельности, имея существенный доход от торгового финансирования и управления инвестициями.
  • Когда темпы роста были высокими, неравномерное распределение выгод от глобализации страны терпели, хотя и неохотно. Но более низкие темпы роста и снижение выгод может вызвать у развивающихся стран желание усилить собственные позиции за счет других.

4. При глобализации кризис возникает при поломке одного звена в цепи

  • В экономически интегрированном мире цепочки поставок товаров являются международными, а не национальными. Это делает их чувствительными к изменению структуры затрат, валюты и транспортных расходов.
  • Стихийные бедствия также заставляют задуматься об угрозе ограничения доступа к основным ресурсам, таким как нефть, вода и пища.
  • Международные цепочки поставок уязвимы также к изменению климатических или экологических факторов. Японские цунами и тайские наводнения показали эту уязвимость: незначительная нехватка важных компонентов, которые производятся в этих странах, остановила производство в других.
  • Такая специализация делает национальную и региональную экономику уязвимой для конкурентного давления со стороны других стран в этих цепочках поставок. Это также может заставить страны развернутся от глобализации в сторону более закрытой экономики.

5. Развивающиеся страны не готовы платить за решение проблем развитых

  • Совершенно очевидно, что экономический и политический суверенитет подрывается глобализацией. Финансовый кризис показал, что интеграция снижает эффективность экономической политики страны, если другие страны не предпринимают скоординированные действия.
  • Правительства отреагировали на глобальный финансовый кризис программами поддержки экономики. Во многих случаях они отдавали предпочтение повышению импорта, а не поощрению внутреннего спроса, занятости, доходов и инвестиций, что было бы эффективнее.
  • Изменения в налоговой политике могут быть неэффективными в условиях глобализации, если другие страны не следуют этому примеру.
  • При этом глобальные вопросы, требующие международной координации - изменение климата и ограниченность невозобновляемых ресурсов - не решаются глобально: развивающиеся страны не желают тратить деньги на решения проблем, в которых виноваты развитые страны.
  • Это поощряет государства вернуться к стратегиям преследования национальных целей за счет других стран. Международные соглашения по глобальным вопросам, которые требуют самопожертвования со стороны всех наций, становится все сложнее заключить.
  • Автаркия или закрытая экономика является естественным способом справиться с этим давлением. И если одна нация принимает такую политику, она заставляет другие страны принимать аналогичные стратегии для защиты своих собственных интересов.

6. Никакой интеграции уже давно нет - все возводят барьеры

  • Ограничения в торговле, валютные манипуляции, контроль за движением капитала и хищные правила игры - это сигналы к сокращению глобализации и возвращению к автаркии.
  • Несмотря на повторяющиеся заявления G20 о важности свободной торговли, торговые ограничения с каждым годом увеличиваются. Их появление оправдывается защитой национальной промышленности, крупных предприятий, защитой занятости, доходов граждан и сохранением конкурентных преимуществ.
  • Субсидии, государственные закупки у национальных поставщиков, кампании по поддержке отечественных производителей, льготное финансирование и политика содействия промышленности используются для стимулирования прямого спроса. Стандарты безопасности и экологические стандарты используются для выстраивания барьеров для иностранной продукции.
  • Прямое вмешательство, искусственно низкие процентные ставки и количественное смягчение - это преднамеренное манипулирование валютами.
  • Девальвация делает экспорт отдельных стран более конкурентоспособным и позволяет захватить большую долю в мировой торговле. Она же используется для снижения реального уровня долга за счет снижения покупательной способности иностранных инвесторов, владеющих долгом страны.
  • Такие действия одной страны приводят к разрушительным валютным войнам.

7. Свободного движения капитала не существует

  • Свобода движения капитала становится все более ограниченной. С 2008 года рост перетоков капитала замедлился и растет лишь на 1,9 % в год, хотя до этого рос на 7,9% в год с 1990 по 2007.
  • Страны с высоким уровнем государственного долга сталкиваются с трудностями финансирования и стремятся ограничить отток капитала. Это мешает вкладчикам и инвесторам выводить средства, чтобы избежать возможных потерь от суверенных дефолтов в Европе или деноминации инвестиций в национальную валюту. Этот контроль за движением капитала был явным на Кипре, когда власти пытались предотвратить отток капитала из страны.
  • Низкие процентные ставки и слабые валюты в развитых странах привели капитал в развивающиеся страны с более высокими показателями и перспективами роста. Этот приток угрожает дестабилизировать экономику при росте стоимости валют и появлении инфляционного давления. Бразилия, Южная Корея и Швейцария по этим причинам также осуществляли контроль за притоком капитала.
  • Стабильность национальной валюты влияет на экономическое развитие. Девальвация доллара приводит к росту цен на сырьевые товары - продукты питания и энергию, которые номинированы в американской валюте. В бедных странах, где расходы на продукты питания и энергоносители высоки, это вызывает проблемы.
  • Цены на сырьевые товары в сочетании с большими потоками капитала создают инфляционное давление в тех странах, где власти повышают процентные ставки, что чревато медленным экономическим ростом. Эти события угрожают повернуть вспять прогресс в сокращении бедности в мире.
  • Эти трудности привели к тому, что движение капитала становится все более ограниченным. МВФ уже не скрывает этого, хотя и называет контроль "целевым, прозрачным и временным".

8. Государства придумывают правила, но не соблюдают их

  • Нации все чаще пытаются получить преимущество. После финансового кризиса развитые страны работали вместе, чтобы усилить регулирование финансовых институтов. Предложения разрабатывались для принятия на международном уровне и должны были обеспечить согласованность и равные условия.
  • Строгие нормы многонациональных финансовых учреждений не подходят для стран с менее развитыми финансовыми системами. Под этим предлогом США приняли меры экстерриториального правоприменения, которые дали американским банкам преимущества в бизнесе.
  • Развивающиеся страны утверждают, что принятие этих предложений будет препятствовать возможности местных банков предоставлять кредиты, необходимые для поддержки местной экономики.
  • В 2013 г. Европейский союз предложил ввести налог на финансовые операции для крупнейших экономик еврозоны. Цель состояла в том, чтобы поднять доход и снизить спекуляции. Предложение раскололо Европу: Великобритания выступила против налога, поскольку это угрожает экономически важному финансовому центру в Лондоне.
  • США также выступили против налога и пожелали, чтобы реформы не вышли за пределы еврозоны. Великобритания и США стремились защитить свои большие и глобально значимые финансовые институты, в том время как европейцы пытались уменьшить их влияние.

Новости