Юрий Росляк: "Москва - "перекресток" на двух триллионах"

Первый заместитель мэра в интервью "Интерфаксу" рассказал о наиболее серьезных проблемах самого большого города России и том, как с ними справляются власти

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 15 августа. INTERFAX.RU - Доходы Москвы ежегодно растут, как грибы после дождя, казна российской столицы отдает бронзой и входит в тройку лидеров. Но лежать на печи да есть куличи городским властям недосуг: инфляция, амбициозные многомиллиардные проекты и "пробки" увеличивают рабочий день чиновника до 16-18 часов в сутки. О хронических проблемах одного из самых богатых городов планеты в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель комплекса экономической политики и развития Москвы Юрий Росляк.

ДОГОНИМ И ПЕРЕГОНИМ ТОКИО С НЬЮ-ЙОРКОМ?

Юрий Витальевич, доходы бюджета Москвы в 2009 году могут достичь 1,4 трлн рублей. "Обштопаем", по выражению мэра, Токио и Нью-Йорк?

Поживем - увидим. У них рост экономических показателей, объемов промышленного производства и валового продукта значительно ниже, чем у Москвы. Мы и в этом году будем иметь не менее 7% роста ВРП и объем промышленного производства на уровне 10%. Естественно, чем выше мы подымаемся, тем сложнее обеспечивать реальный прирост. Но он все равно происходит именно за счет целого ряда мероприятий, который проводится и правительством Москвы, и хозяйствующими субъектами. Новая продукция, новые технологические процессы - все это дает эффективный экономический результат.

Городские власти часто рапортуют о неуклонном росте доходов москвичей. ваши оппоненты утверждают, что из-за высокой инфляции все не так уж и радужно.

Обратите внимание на меры, которые город предпринимает. Во-первых, мы исполнили наши обязательства по 1,5-кратному уровню пенсионного обеспечения к прожиточному минимуму пенсионера. К реальному, подчеркну, уровню, который в Москве индексируется ежеквартально. Во-вторых, в программе следующего года предусмотрен выход в декабре на размер пенсии, вдвое превышающий прожиточный минимум. В-третьих, вы, наверно, пропустили тот факт, что минимальная зарплата в столице с 1 сентября достигла 7650 рублей, а не 7500, как планировалось первоначально. То есть реальная инфляция, которая, к сожалению, оказалась выше, чем прогнозная, нами учтена: мы ввели повышенный уровень минимальной заработной платы во всей бюджетной сфере и обеспечили выполнение взятого обязательства. Следующее повышение мы наверняка проведем уже с 1 января. Кстати, посмотрите на продолжающийся сегодня рост заработной платы в реальном секторе, не только в бюджетной сфере. Он опережает инфляцию, которая складывается в российском экономическом пространстве.

Кажется, в конце прошлого года средняя зарплата по городу подошла к 28 тыс., а на днях Юрий Михайлович цифру в 34 тыс. назвал. Получается, за год она на 20% подросла?

Конечно.

Объем иностранных инвестиций в Москву сопоставим сегодня с бюджетом столицы России. 50 млрд долларов - безумно большие средства. Правда, что реальных, "живых" денег - лишь треть, остальное - портфельные инвестиции?

На три разделите 50 млрд, и сразу цифру прочувствуете.

17 млрд.

Это мало?

Много…

А кредиты, которые выдаются нашим промышленным предприятиям, это тоже мало? Казалось бы, портфельные инвестиции, непрямые вложения, привлеченный нашими компаниями инвестиционный ресурс… Но предприятие берет на себя обязательство вернуть эти деньги, при этом создать новое производство, купить современное оборудование, выйти на новую конкурентоспособную продукцию. Я считаю, что это очень важный процесс.

Сколько в первом полугодии привлечено иностранных инвестиций?

За первые шесть месяцев этого года привлечено уже свыше 20 миллиардов долларов. Показатель, кстати, на 50% выше прошлогоднего. Показательно и то, что столица занимает в общероссийском объеме привлеченных инвестиций более 43% - тоже внушительная цифра…

Из-за событий в Южной Осетии России угрожали санкциями, в том числе экономическими. Отток инвесторов в Москве наблюдается?

Нет таких тенденций. Все прекрасно понимают, что Россия - самый крупный, самый емкий рынок, и работать с ней нужно продолжать. Оснований для бегства реального, а не спекулятивного капитала на сегодня нет. Россия активно занимается выходом на инновационный путь развития. Этим же заняты и наши предприятия, в том числе наукоемкие.

МЕРТВЫЙ УЗЕЛ. ПОПРОБУЙ, РАЗВЯЖИ!

В вопросах управления дорожным движением Москва отстает на 30-40 лет от других мегаполисов. И хотя количество машин на тысячу населения у нас 250-300, а в развитых городах мира - 500-600, "пробок" там поменьше.

Плотность дорожной сети в крупных городах мира в 4 раза больше, чем сегодня в Москве и Московской области. Мы говорим о том, что нам не хватает триллиона, чтобы решить внутримосковские проблемы, и предлагаем правительству России рассмотреть возможность выделения целевой помощи. В то же время расходы города до 2015 года на стабилизацию транспортной ситуации составят практически 1 трлн 200 млрд рублей. Со стороны РФ принято решение только о средствах, которые будут направлены на реконструкцию и модернизацию Московского железнодорожного узла. Недавно на заседании правительства города эта программа была утверждена окончательно. А вот вопросы поддержки строительства метрополитена и государственной поддержки строительства автомобильных магистральных дорог в черте города не решены. Причина одна - нужно найти этот самый дополнительный триллион на семь ближайших лет.

30 сентября должна состояться расширенная коллегия Минтранса, которая будет посвящена как раз проблемам московского транспортного узла. Сегодня федеральной программой предусмотрено строительство новых влетных магистралей в пределах Московской области и сопредельных областей. Но все они заканчиваются на МКАД. Логического продолжения этих магистралей в черте Москвы программой не предусмотрено. Решаются, правда, вопросы реконструкции ЦКАД в Подмосковье, но все равно московский "перекресток" остается перенапряженным, и необходимо сделать всё возможное, чтобы новые дороги не усугубили ситуацию.

На развитие метро до 2015 года Москва выделяет 360 млрд рублей. По формуле мэра "рубль на рубль", столько же вы рассчитываете получить от федерального центра?

Метрополитен - это дорогая, но оптимальная альтернатива наземному движению. Не существует вообще никаких видов скоростного транспорта, которые бы по 60 тыс. пассажиров перевозили в течение часа. И здесь государство должно поддержать нас, потому что мы выходим на объемы годового финансирования в 45-50 млрд рублей в год на строительство новых линий метрополитена. Надо создавать еще один пересадочный контур.

Второй или третий?

Метрополитен считает, что первый контур - это пересечение радиальных линий в пределах центра, а второй - кольцевая линия. Получается, третий.

Дороги дорогами, но как быть со светофорами, которые в столице России по-прежнему работают в ручном режиме?

Не соглашусь. Уже действует система "Старт", а к концу года будет введена автоматизированная система управления движением транспорта на Третьем транспортном кольце. Это системы датчиков, дистанционного наблюдения, контроля и информационные табло, которые должны информировать участников движения о ситуации на трассе. Для выполнения этих работ был организован международный конкурс. Имя победителя открыто - это Siemens. Проект финансируется за счет средств бюджета города, а также кредитов Мирового банка. Если вы обратили внимание, на трассе Третьего транспортного кольца уже сейчас стоит более 60 больших консольных или рамных конструкций, где будут смонтированы табло, которые обеспечат надлежащее информационное обслуживание участников движения.

Вообще задача в городе - выйти на интеллектуальную систему управления транспортным движением. И задел под эту программу на сегодня сделан очень большой. Первый вопрос: за счет чего обеспечить доставку сигнала к тем местам, где нужно производить регулирование? Сейчас в городе завершается создание мультисервисной сети, которая сможет передавать цифровой материал в режиме эфирного канала. Плюс к этому оптиковолокно, которое проложено по всем основным нашим магистралям. Эта сеть - городская собственность, и речь сейчас идет о том, чтобы разработать единый программный продукт, машину, которая без участия человека "удлинит" зеленый сигнал, протащит застоявшийся транспортный поток, подрегулирует выезд на магистраль с прилегающих улиц. Уже в следующем году мы будем готовить конкурс на разработку системы, математически оптимизирующей управление движением на территории города.

На многих территориях в Москве, где нет возможности расширить проезжую часть, решать проблему пробок можно только за счет управления транспортными потоками.

Почему тендер на автоматизацию управления дорожным движением летом 2007 года был отменен?

А именно потому, что как раз не было еще готовой инфраструктуры для получения достоверной информации и передачи соответствующих управляющих сигналов. Сегодня мы этот пробел фактически ликвидируем. То есть инфраструктура доставки сигнала и получения информации с наиболее критичных точек, где возникают заторы, уже появилась.

Мэр запретил строить "вторые этажи" на магистралях в историческом центре Москвы. Но практика мегаполисов показывает, что никаких других вариантов для борьбы с "пробками", кроме ухода под землю, не существует. Когда пойдем под землю? Где на это взять деньги? Может, платный въезд в центр города окупит затраты?

Окупить разработку подземного пространства достаточно сложновато. Любой из инвесторов, естественно, не с транспорта собирается получать источник для возврата денег, а за счет попутного размещения какого-то доходного коммерческого объекта. Таким примером может являться тоннель, который мы проектировали на пересечении с Пушкинской площадью. Там инвестор хотел построить большой подземный торговый центр. Но мы от этого проекта отказались: сам по себе комплекс мог стать объектом притяжения большого количества автомобилей, а это значит, мы не улучшили бы ситуацию, а ухудшили. Поэтому от этого торгового объекта мы отказались, и будем финансировать его строительство из бюджета.

В ближайшие годы город никаких решений о платном въезде в центр не будет принимать. Принципиально. Когда мы создадим нормальную объездную инфраструктуру, когда люди получат возможность альтернативно принимать для себя решение, ехать ли через центр или воспользоваться транспортным кольцом на 5-7 километров длиннее, только тогда можно будет рассматривать этот вопрос.

ТВЕРСКАЯ УЛИЦА, TVERSKAYA STREET

Ходят слухи, что к конкурсу "Евровидение-2009" на домах в Москве появятся таблички с названиями улиц на двух языках.

Естественно, никто специально к "Евровидению" массовой замены указателей и информационных табло производить не будет. Но к этому мы в принципе должны быть готовы. Перед нами стоит стратегическая задача создания на территории Москвы международного финансового центра, а потому город должен иметь инфраструктуру, которой сможет пользоваться любой из тех, кто будет сюда приезжать. Поскольку международным языком является английский, со временем и поэтапно мы перейдем к системе, когда каждая улица будет иметь соответствующий перевод. Соответствующей информационными табличками оборудуют все линии метрополитена, станут двуязычными дорожные указатели. Повторяю, мы в рамках реализации концепции продвижения и создания международного финансового центра эту задачу будем решать, но поэтапно.

Сколько стоит превратить Москву в международный финансовый центр, и какие дивиденды это даст в будущем столице России?

Здесь нельзя применять какой-либо прямой счет. Та же транспортная инфраструктура, требующая колоссальных вложений, нужна в первую очередь москвичам. Поэтому отнести эти затраты к затратам по созданию международного финансового центра нет никаких оснований и необходимости.

Кстати, когда справит новоселье ММДЦ "Москва-Сити"?

В принципе, строительство объектов должно быть в основном закончено в ближайшие два года.

Всех?

Практически. У нас задача - построить наше собственное административное здание. Сейчас в работе нулевой цикл, мы готовим конкурс по привлечению инвесторов на надземную часть.

А что получит инвестор?

Мы считаем, что это здание вполне можно построить на компенсационной основе по принципу 50 на 50.

То есть половина комплекса будет принадлежать инвестору?

Почему нет? Сегодня там все вокруг принадлежит различным инвесторам. К сентябрю следующего года должна быть закончена надземная часть центрального ядра. Все идет к тому, что в ближайшие два-три года застройка первой конфигурации "Сити" должна завершиться. Я бы называл этот проект "Деловой центр".

Перед нами еще остро стоят проблемы, связанные с транспортом. Это вопросы строительства северного дублера Кутузовского проспекта, пересечения еще одним мостом Москва-реки, чтобы войти в район "Сити", скоростного железнодорожного сообщения, которое свяжет этот район с аэропортами. Одним словом, там целый ряд проектов, которые должны быть реализованы.

Транспортная ситуация в самом "Сити" вас не пугает? Там и сейчас проехать сложно.

Дело в том, что пока еще не собрана вся дорожная инфраструктура, предусмотренная проектом планировки. Будут работать паркинги под центральным ядром, паркинги, которые предусмотрены в высотках. Должны быть закончены дороги, в том числе Красногвардейский проезд. Там уже нет альтернативы, нужно расширять проезжую часть и создавать нормальную застройку. Для этого предстоит решать вопросы с компенсационным строительством и сносом целого ряда зданий и строений по Красногвардейскому проезду. Наконец, в этом районе появятся прямой выход от "Сити" на Звенигородское, две станции метро - "Международная" и "Деловой центр".

СНЕСТИ НЕЛЬЗЯ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ

Пятиэтажный жилой фонд Москвы достигает 36 млн кв. метров. С ветхими "хрущобами" власти города вроде разобрались. Что будет с домами несносимой серии?

Эта тема должна быть урегулирована в новой программе, которая сейчас разрабатывается. То есть мы должны определиться с теми пятиэтажными зданиями, которые подвергнутся реконструкции. По многим домам конструктивно возможна надстройка, то есть увеличение этажности на 2-3 этажа. Не исключаю, что в некоторых районах - там, где будет возможность за счет новых планировочных решений получить значительный выход жилья, там, где все это будет укладываться в градостроительные нормативы, - пятиэтажки будут снесены. На их месте построят новые капитальные здания, а жильцов переселят по стандартам, которые применялись на первом этапе реконструкции ветхого жилья в Москве.

Снос девятиэтажек для Москвы сейчас актуален?

Никаких массовых сносов не будет. Все московские 9-этажки имеют нормальную несущую способность. Наша задача - выполнить те обязательства, которые в свое время имело государство по этим домам, то есть произвести капитальный ремонт. Самое главное - это обеспечить теплозащиту всех этих зданий. Утепление фасадов и установка новой оконной "столярки" приводит к экономии расходов тепла до 30%. Если уж и будет приниматься решение о сносе того или иного 9-этажного дома, то только в порядке исключения, исходя из индивидуальной оценки градостроительной ситуации.

Юрий Витальевич, дефицит с землей в столице очевиден. Люберцы, Щербинка не резиновые. Куда стройкомплекс в Подмосковье через пару лет двинется?

У нас достаточно еще территорий в серединной части города, которые подлежат застройке.

Например, территория ЗИЛ?

Вы знаете, что мы часть территории с согласия акционеров отдали под технопарк "Нагатино-ЗИЛ" площадью под миллион кв. метров? Первая очередь уже в этом году будет вводиться. Есть еще целый ряд других территорий, которые сегодня заняты вопреки Генеральному плану объектами коммунальной инфраструктуры, складскими помещениями, техническими зонами.

Сколько это примерно?

По оценке НИиПИ Генплана, до 80 млн кв. метров общей площади может быть размещено в пределах города за счет санации и реорганизации существующих территорий.

ИНФЛЯЦИЯ ПРОПИСАЛАСЬ В МЕТРО

Проезд в метро на сколько рублей подорожает с Нового года? Опять на два?

В пределах инфляции, не больше. Мне хотелось бы сообщить радостную весть, но этого не получится потому, что у нас с вами все дорожает. И, к сожалению, инфляция достаточно высокая (по прогнозам Минэкономразвития РФ, в 2008 году она может составить 12,2-12,4% - ИФ). Дорожает электрическая энергия, а электрическая энергия для метрополитена - это главный фактор роста стоимости одной поездки.

Удорожание будет минимизировано, потому что стоимость проезда - регулируемая величина. Мы очень внимательно проанализируем возможности повышения (с 1 января 2008 года стоимость проезда в метро выросла с 17 до 19 рублей, или на 11,8%; общественном наземном транспорте - с 15 до 17 рублей, или на 13,3% - ИФ). При этом основные социально незащищенные категории - школьники, студенты, пенсионеры, ветераны, инвалиды - не пострадают. Их льготы будут сохранены. За каждый бесплатный проезд представителя льготной категории бюджет заплатит фактически "по счетчику".

Проездной в киоске "Мосгортранса" стоит 17 рублей, а у водителя - 25. С этой разницей почти в червонец бороться не будете?

Я не раз на эту тему уже говорил. Мы на это имеем право, а для водителя это - услуга, которую он, по-хорошему, оказывать не должен. Разница - фактически запретительный барьер, чтобы подобной услуги в ближайшее время не существовало. Цель - сокращение времени на посадку пассажиров, минимизация задержек, связанных с покупкой билета на месте. Для этого должна быть разветвленная сеть реализации билетов, и Мосгортранс над этим работает. Хочешь - разовый билет, хочешь - на несколько поездок, на месяц, сезонный.

А сколько водитель, собственноручно продавая билет, в карман себе кладет?

А он ничего себе не кладет.

Вся разница идет идет "Мосгортрансу"?

Да, на общий счет "Мосгортранса", без каких-либо прямых отчислений водителю.

Обозреватель Сергей Ларионов