Казанская ВСМ может остаться единственной

Минтранс представил правительству два варианта развития транспорта до 2030 года. "Консервативный" план не предусматривает строительство никаких других высокоскоростных магистралей, кроме "казанской"

Фото: Reuters

Москва. 4 сентября. INTERFAX.RU - "Консервативный" вариант обновленной стратегии развития транспорта до 2030 г., представленный правительству, не предусматривает строительство никаких других высокоскоростных (ВСМ) и скоростных ж/д магистралей в РФ, кроме "казанской".

Правда, на заседании кабинета министров, где рассматривался проект документа, глава Минтранса Максим Соколов выразил надежду, что этот сценарий станет лишь "нижней планкой". Инновационный сценарий содержит куда более амбициозные планы по повышению скоростей не только в центральной части России, но и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

"Консервативный" вариант

Как отмечается в проекте стратегии, "консервативный" вариант предполагает развитие транспортной инфраструктуры преимущественно для того, чтобы обеспечить потребности промышленного сектора и нарастить топливно-сырьевой экспорт, а социальные потребности отодвигает на второй план. В этом случае новая высокоскоростная магистраль Москва - Нижний Новгород - Казань, вопрос финансирования которой сейчас обсуждается в правительстве, станет единственным проектом в этой сфере, следует из документа.

Линию протяженностью 803 км в этом случае планируется построить в 2013-2018 гг. Преодолеть это расстояние пассажиры смогут за 3,5 часа. Планируется, что "казанская" ВСМ будет пролегать по территории 11 регионов - через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань. При этом авторы проекта также предполагают организацию станций в Коврове, Гороховце (Владимирская обл.), Дзержинске (Нижегородская обл.), Елабуге (Татарстан) и Первоуральске (Свердловская обл.), а также в подмосковных Ногинске и Орехово-Зуево. По подсчетам, в районе тяготения трассы проживают 39,8 млн человек.

Смета проекта - 924,4 млрд руб. Правда, уже в мае ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) заявляло цифру в 928 млрд руб., а летом говорилось о 937 млрд руб. Соколов в этой связи не исключал, что стоимость может меняться и более существенно. При этом правда, денег на строительство ВСМ уже сейчас не хватает. В конце июля на совещании у президента Соколов оценил дефицит финансирования ВСМ в 279 млрд руб.

По мнению министра, это могли бы быть средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) или федерального бюджета 2017-2018 гг. (пока они не заложены, поскольку бюджет утверждается на трехлетнюю перспективу), либо "комбинация источников". При этом, по словам чиновника, в 71 млрд руб. оценивается последующая (до 2024 г.) потребность в бюджетных субсидиях на обслуживание долговых обязательств.

Предполагается, что государство профинансирует проект на 70%. В этой части из 649 млрд руб. на сегодняшний день подтверждено выделение 231 млрд руб. (150 млрд руб. из ФНБ и 81 млрд руб. в качестве "бюджетного гранта"). Еще на 139 млрд руб. могут быть выпущены "нерыночные" облигации РЖД, которые будут выкуплены за счет средств пенсионных накоплений (речь идет о 30-летних бумагах, размещенных под ставку "инфляция плюс 1 процентный пункт"). При этом, правда, Соколов уточнил, что для этого инструмента потребуются государственные гарантии.

Еще одна неопределенность - со сроками реализации проекта. Как заявлял Соколов, объявление конкурса на выбор проектной компании должно состояться в сентябре, а магистраль должна быть построена до конца 2018 г. Однако президент РЖД Владимир Якунин, несмотря на установленные сроки, не стал подтверждать, что ВСМ будет построена до Казани к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г.

"Инновационный" вариант

Все эти вопросы, впрочем, не помешали Соколову заявить на заседании правительства, что, скорее всего, развитие транспортного комплекса будет тяготеть к инновационному варианту. "Выбор консервативного сценария стратегии означает, что решение многих актуальных задач будет отложено на более долгосрочную перспективу", - подчеркнул министр. "Инновационный" вариант - это развитие не только магистральной транспортной системы, но и городов "с накопленным инновационным потенциалом", таких как Томск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск.

Кроме того, в документе говорится о создании новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге РФ, преодолении отставания депрессивных регионов, развитии туристско-рекреационных зон на Черноморском побережье, на Алтае, Байкале, Камчатке, в районах Севера. И, хотя авторы проекта ожидают наибольший рост транспортировки пассажиров на воздушном транспорте, повышение потребности экономики и населения в скоростных перевозках, по их мнению, будет способствовать строительству новых ВСМ.

В случае ускоренного развития транспортной системы уже в 2013 г., по прикидкам Минтранса, высокоскоростная магистраль из Москвы в восточном направлении должна быть построена сразу до Екатеринбурга (с возможным ответвлением на Пермь и Уфу). Общая ее протяженность в этом случае составит 1,563 тыс. км, все это расстояние можно будет преодолеть за 8 часов. Стоимость проекта без учета ответвлений оценена почти в 2,1 трлн руб. Срок реализации - 2013-2026 гг., участок Казань-Екатеринбург стоимостью 1,167 трлн руб. планируется прокладывать, начиная с 2021 г.

Кроме того, ведомство предлагает вернуться к планам строительства ВСМ из Москвы в Санкт-Петербург, которая ранее рассматривалась как приоритетная, однако была заменена на "казанскую". Линия протяженностью 659 км позволит сократить время в пути между городами до 2,5 часов. Причем ее строительство в соответствии с ускоренным сценарием развития ВСК должна начаться в 2013 г. и закончиться в 2017 г. Стоимость проекта оценивается в 913,6 млрд руб. (правда, еще раньше говорилось о суммах, превышающих 1 трлн руб.).

Одновременно инновационный вариант предполагает строительство в период с 2013 по 2019 гг. сразу нескольких скоростных магистралей. В частности, запланировано ускорить поезда на существующих ж/д линиях Москва-Суземка (через Брянск, в направлении Киева), Москва-Красное (через Смоленск, на Минск и Берлин), а также Москва-Ярославль. Стоимость украинского проекта оценена в 113,8 млрд руб. (протяженность участка - 488 км, время хода поездов по нему - 4 часа 10 минут). Белорусская линия обойдется в 99,1 млрд руб. (487 км по РФ составы будет преодолевать примерно за 4 часа). Ускорение ярославской же линии протяженностью 282 км стоит 148,8 млрд руб. (время передвижения между этими городами по железной дороге должно сократиться до 2,5 часов с нынешних 3,5 часов).

На год раньше, в 2018 г., должен быть сдан участок Москва-Тула-Орел-Курск. Реконструкция существующей железнодорожной линии длиной 537 км на сумму 88,9 млрд руб. позволит преодолевать это расстояние за 4 часа вместо нынешних 7-8 часов. Правда, Минтранс указывает, что реализация проекта будет зависеть "от принятия решения о варианте прохождения трассы ВСМ Москва-Ростов-Адлер", поскольку "курское" направление ориентировано на транзитный проход высокоскоростной линии через территорию Украины. Строительство этой магистрали протяженностью 1,471 тыс. км планируется начать в 2017 г. и закончить в 2024 г. Время в пути составит порядка 7,5 часов, общая смета превышает 2,3 трлн руб.

Путь на Восток

Одновременно с "сочинским" проектом в 2018 гг., по замыслам Минтранса, должно начаться продвижение скоростных магистралей на восток страны. В период до 2024 г. такие линии планируется организовать на двух ж/д участках в Сибири и на Дальнем Востоке. Ветки Омск-Новосибирск и Хабаровск-Владивосток потребуют из государственного бюджета 117,7 млрд и 516,4 млрд руб., соответственно. Первая линия позволит преодолевать 627 км за 5,5 часов, вторая - 774 км за 6 часов 40 минут.

По мере строительства ВСМ до Екатеринбурга от нее планируется сделать "скоростное" ответвление на Челябинск (в 2020-2024 гг.) за счет модернизации существующей линии. Стоимость проекта - 41,8 млрд руб., длина участка - 271 км, время хода поездов - 2 часа 55 минут. В 2025-2026 гг. развитие сети скоростных магистралей может начаться и в периметре Новосибирска. К 2029 г. здесь предполагается проложить ветку на Барнаул (протяженностью 230 км, стоимостью 61,9 млрд руб. и временем хода порядка 2,5 часов), на Новокузнецк (528 км, 410,9 млрд руб., 4 часа 50 минут) и Кемерово (301 км, 163 млрд руб., 3,5 часов).

Несколько позднее, в 2023-2028 гг. "казанскую" ВСМ планируется продлить до Самары. Новая специализированная высокоскоростная железнодорожная магистраль протяженностью 560 км, по оценкам Минтранса, будет стоить 1,386 трлн руб., а поезда будут преодолевать это расстояние за 2 часа 20 минут. Двумя годами позднее Самару с другими городами Поволжья должны связать скоростные магистрали. Строительство трех линий - в Саранск (449 км), Саратов (439 км) и Пензу (388 км) - необходимо начать в 2025-2026 гг., считают в ведомстве.

"Саранский" проект оценивается в 171,3 млрд руб., "саратовский" - в 178,1 млрд руб., "пензенский" - в 148,2 млрд руб. Время в пути составит 4 часа 55 минут, 4 часа 25 минут и 3 часа 55 минут, соответственно. Помимо этого, считает Минтранс, в 2025-2029 гг. нужно построить скоростную линию Саратов-Волгоград длиной 431 км и стоимостью 163,6 млрд руб. Она ускорит передвижение между городами до 4 часов 20 минут.

Примечательно, что, по мнению министерства транспорта, финансировать строительство всех скоростных линий должно государство - в отличие от ВСМ, прокладка которых предполагается на основе государственно-частного партнерства.

Весь инновационный вариант оценивается в 10,3 трлн руб. На заседании 27 августа правительство приняло решение утвердить обновленную стратегию транспортного развития страны после рассмотрения государственного бюджета на 2014-2016 гг.

Новости