Хроники пикирующей экономики
Итоги августа для российской экономики печальны: экспорт нефти сократился на 3%, ниже прошлогоднего уровня остается погрузка на РЖД. В 30 регионах страны объемы производства стремительно сокращаются, в 16 регионах доходы граждан упали по сравнению с прошлым годом
Москва. 2 сентября. FINMARKET.RU - Объемы продаж главного экспортного продукта России - нефти - в годовом измерении сокращаются девять месяцев подряд. По итогам января-августа в страны дальнего зарубежья ее было экспортировано 136,8 млн тонн или на 3,0% меньше, чем за тот же период 2012 г., сообщило в понедельник ГП "ЦДУ ТЭК". Не спасает даже некоторый рост нефтяного экспорта в страны СНГ, преимущественно в Белоруссию и Казахстан. Туда вывезено 19,3 млн тонн, что на 1,9% больше, чем за восемь месяцев прошлого года. Все равно в целом продажи нефти за рубеж сократились на 2,4%. И это отставание за август увеличилось: по итогам семи месяцев совокупные продажи нефти за рубеж были на 1,5% меньше показателей 2012 года.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития России предполагает некоторое сокращение экспорта нефти в 2013 г. - на 1,7%. Жизнь уже опережает ожидания. Пока нефтегазовых доходов на 400 млрд руб. больше, чем планировалось в бюджете - из-за превышения цены, по которой верстался бюджет ($97 за баррель), и фактической ($107 за баррель по итогам января-августа). Кстати, по результатам восьми месяцев прошлого года нефть марки Urals стоила $111 за баррель. Но все равно сокращение экспорта нефти и газа обойдется бюджету в этом году, по расчетам Минфина, почти в 100 млрд руб.
Другим важным индикатором состояния экономики традиционно признается объем погрузки на железной дороге. В понедельник пресс-служба ОАО "РЖД" сообщила, что по итогам января-августа по железной дороге перевезено 819,7 млн тонн грузов, что на 3,2% меньше, чем за тот же период 2012 года. И хотя по сравнению с семью месяцами отставание немного сократилось (было 3,5%), улучшение показателя может быть связано с низкой базой: грузоперевозки во второй половине прошлого года уже снижались.
Сильнее всего в абсолютном измерении снизились перевозки как раз нефти и нефтепродуктов (на 2,8%) и строительных грузов (на 4,7%). Меньше стали возить черных металлов (на 5,3%), цемента (на 0,1%), леса (на 4,1%), промышленного сырья и формовочных материалов (на 6,2%), химикатов и соды (на 5,6%), руд цветных металлов и серного сырья (на 9%), лома черных металлов (на 9,4%), кокса (на 11,4%), зерна (на 41,3%; перевезено 6,8 млн тонн).
На более низких уровнях, чем в прошлом году, находится потребление электроэнергии. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за первые полгода ее израсходовано было на 0,3% меньше, чем год назад, а в июле 2013 г. - еще на 0,3% меньше, чем в июле 2012 года. И это при том, что производство усиленно работало, правда, на склад: на 1 июля 2013 года объем остатков грузов на складах грузоотправителей достиг абсолютного исторического максимума и составил 25,3 млн тонн. Среднегодовой уровень остатков грузов за первую половину 2013 года превышал показатель прошлого года на 6,4%, отмечают в ИПЕМ.
Данные Росстата обо всем экспорте есть только за первое полугодие 2013, и они тоже не впечатляют: экспорт сократился на 3,8% по сравнению с первой половиной 2012 года. Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе-июле 2013 года составил всего 100,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. С учетом поправки на неформальную деятельность индекс промышленного производства не вырос вовсе. И это самый худший показатель после кризиса 2009 года.
Если в целом по России промышленность балансировала на нуле, то в 30 регионах производство по итогам семи месяцев сжималось. Сильнее всего в Кабардино-Балкарии (на 26,0%), в Карелии (на 12,2%), Чувашии (на 11,8%) и Москве (на 11,7%).
Сальдированный результат компаний по итогам за полугодие был в целом по России на 22,9% меньше, чем год назад. За редким исключением этот показатель снизился почти во всех регионах; в 18 регионах убытки компаний превысили прибыль.
Проблемы макроэкономики стали ощущать на себе конкретные граждане. Реальные доходы населения (то есть, с учетом инфляции) в январе-июле в целом по России демонстрировали хотя и затухающий, но все-таки еще заметный рост - на 5,0%. Однако в 16 регионах денежные доходы граждан уже снижаются. И среди таких территорий не только экономически слабые субъекты федерации вроде Курганской области (где доходы граждан уже на 4,6% меньше, чем год назад), Республики Алтай (на 4,2%), Тувы (на 2,7%) и Дагестана (на 2,6%), но и промышленно сильные регионы: Карелия (на 4,2%), Костромская (на 3,5%), Новгородская (на 1,9%), Кемеровская (на 1,3%), Томская (на 0,9%) и Вологодская (снижение на 0,5%) области.
Александра Суслина, Экономическая экспертная группа
"Экспортные пошлины от экспорта нефти снижаются, а нефтепродуктов - растут. Но ни о какой компенсации речь идти не может. Если сравнивать в номинальном выражении, то поступление экспортных пошлин в I полугодии 2013 г. на 135 млрд руб. ниже, чем в тот же период прошлого года. При этом экспортная пошлина на нефть снизилась на 138 млрд руб., а на нефтепродукты выросла на 36 млрд руб.
В процентах ВВП ситуация еще хуже. За I полугодие 2012 года экспортные пошлины были 7,5% ВВП, а сейчас только 6%. Экспортная пошлина на нефть была 4,5% ВВП, а в этом году - 3,6%; на нефтепродукты было 1,8%, стало - 1,7% ВВП.
Очень мало снижение экспортных пошлин компенсируется через рост налога на прибыль. Дополнительная выручка редко показывается как прибыль. Да и большая часть этого налога идет в региональные бюджеты, а не в федеральный".
Сергей Пухов, Центр развития ВШЭ
"При анализе динамики экспорта очень важно учитывать его физические объемы. Цены волатильны и непредсказуемы.
Спрос на российский сырьевой и несырьевой экспорт зависит от состояния мировой экономики, в первую очередь, европейской. Снижается весь экспорт. Проблемы начались еще в 2011 году. С тех пор, за два года объем экспорта составил менее 99%. По данным за IV квартал прошлого и I квартал этого года объемы снижались в пределах 1%. Это достаточно много. Физические объемы не растут. В лучшем случае это можно назвать стагнацией.
От 2/3 до 3/4 нашего экспорта составляет углеводородное сырье. И этот экспорт снижается порядка 3% квартал к кварталу. Экспорт машиностроительной продукции составляет порядка 4-5% всего экспорта. Этот сегмент очень волатилен: в I квартале было порядка 16-17% снижение год к году; до этого был 7-процентный рост.
Снижение внешнего спроса на российский экспорт продолжится. Экономики наших внешнеторговых партнеров еще не настолько сильны, чтобы покупать наши товары, особенно машиностроительные, зачастую неконкурентоспособные по потребительским характеристикам, а нередко и по ценовым параметрам.
Нас не выручает даже более низкая цена нашей продукции. Это в основном не потребительские товары, а инвестиционные. А в условиях кризиса инвестиционный импорт в первую очередь начинает снижаться. Ровно так же себя ведет и Россия.
Поэтому 2013 год в плане российского промышленного экспорта будет провальным. В Европе только-только появляются признаки возможного восстановления. Но даже если ситуация начнет действительно улучшаться, то 2013 год будет дном кризиса. Даже рост в 2-3% будет ниже потенциального роста: в США он составляет порядка 3,5%. Ожидается постепенная посадка китайской экономики. Расти за счет экспорта российская экономика не сможет".
Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента инвестиционной компании "Регион"
"Сокращение экспорта нефти связано прежде всего с тем, что в России увеличивается производство нефтепродуктов. Структура нашей нефтяной экономики за последний год существенно поменялась. Нефтяные компании больше нефти сейчас перерабатывают внутри страны, экспорт сырья сокращается.
Зато они больше экспортируют нефтепродуктов, и структура этого сегмента экспорта тоже меняется. Если раньше значительную долю составлял мазут и вакуумный газойль (ВГО), то сейчас большинство проектов модернизации НПЗ, которые были согласованы с правительством и ФАС, нацелены на увеличение производства преимущественно дизеля, и только потом бензинов. Это также влияет на структуру экспорта, так как внутри страны потребление дизтоплива не растет.
Значительная часть европейских НПЗ закрывается. В свое время они были настроены на переработку нашей нефти или мазута. Теперь наше дизтопливо напрямую идет европейским потребителям".