"Разбираться с отдельными ограничениями в рамках ВТО будем в более наступательном режиме"
Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков рассказывает о том, как повлияло присоединение к ВТО на экономику России
Москва. 22 августа. INTERFAX.RU - Ровно год назад - 22 августа 2012 года - Россия стала членом ВТО. Никаких катастроф за это время не произошло, но и очевидных плюсов от присоединения пока не заметно. Первый год во многом был "пристрелочным", и горячие торговые разбирательства еще впереди.
О том, какое влияние на отрасли экономики оказало присоединение России к ВТО, какие торговые споры сейчас ведет Россия в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Алексею Уварову рассказал директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.
- Максим Юрьевич, прошел год после того, как Россия стала полноправным членом ВТО. Можете подвести первые итоги? Есть ли признаки того, что вступление в ВТО нанесло существенный ущерб той или иной отрасли?
- Итоги не выходят за рамки ожидаемых. Как мы и предполагали, никакого серьезного негативного влияния на экономику членство в ВТО не оказало. На отдельных рынках наблюдались всплески, но они скорее были связаны с эмоциональной реакцией игроков. Либерализация ввозных тарифов будет продолжаться постепенно, особенно в чувствительных секторах, и у всех отраслей сохраняется достаточный резерв времени для адаптации. Важно, что созданы и действуют инструменты защиты от чрезвычайных ситуаций, которыми могут воспользоваться любые отрасли экономики. В случае, если импорт будет наносить ущерб, можно задействовать меры временной защиты рынка, которые администрируются Таможенным союзом.
Можно воспользоваться программами адаптации - эти вопросы рассматриваются специальной рабочей группой, работа которой координируется Минэкономразвития. Обращений в эту группу было много, но по итогам их рассмотрения большинство было признано не имеющим отношения к ВТО - то есть проблемы у отраслей и компаний возникали не из-за снижения импортных тарифов, а по другим, не имеющим отношения к ВТО причинам. Главное - пришла ясность, стабильность регулятивных условий внешней торговли. Каждый экономический оператор знает, какие тарифы, другие меры регулирования будут применяться через год-три-пять, и сообразно строить свою политику развития.
- Есть ли планы пересмотреть те или иные условия присоединения к ВТО?
- Пересматривать условия нашего членства мы не можем и не будем - для этого нет оснований. Тарифные обязательства теоретически могут быть скорректированы - но очень точечно, в отношении очень ограниченного числа товаров. Повторюсь - в нашем распоряжении остается множество разных инструментов, которые могут быть задействованы без обращения в ВТО.
- Прошел год, а представитель РФ при ВТО так и не назначен. Почему этот процесс так затянулся?
- Для того, чтобы назначить представителя при ВТО, нужно создать постпредство. Чтобы создать постпредство, нужно принять ряд правовых актов разного уровня, определяющих его функции, кадровый состав, финансирование и ряд других моментов. Эта история несколько затянулась, наверное, потому, что мы давно не создавали постпредств при международных экономических организациях - все существующие были сформированы много лет назад. Это чисто организационно-бюрократическая проблема. Надеюсь, вопрос решится в самое ближайшее время.
- ЕС уже подал иск в отношении утилизационного сбора на автомобили в органы ВТО? Какова позиция России на консультациях? Готовы ли мы к урегулированию этой ситуации в досудебном порядке? Если этого не удастся сделать, какие меры могут нам угрожать?
- Иски поданы не только ЕС, но и Японией. По правилам ВТО, мы не можем разглашать суть консультаций - уже состоялось по одному раунду с каждым истцом. Стороны должны попытаться найти взаимоприемлемое решение проблемы. Мы правила уважаем. Если не договоримся - решать, кто прав, кто виноват будет панель арбитров. Если панель примет решение, что виновата Россия, то мы должны будем привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО, либо наши партнеры смогут рассчитывать на принятие ответных мер - например, в форме применения повышенных пошлин против российских товаров. Если панель примет решение, что мы не виноваты - тогда ничего не происходит.
Правительство в мае внесло в Думу законопроект, выравнивающий условия уплаты сбора для импортеров и отечественных производителей. Когда он будет принят - существенная часть претензий автоматически отпадет.
- Помимо утильсбора, какие еще претензии выдвигаются к РФ?
- Помимо утильсбора, нас критикуют за применение некоторых пошлин на ввоз товаров в формате, которые с точки зрения наших партнеров не соответствуют нормам ВТО, и особенно за отдельные ветеринарные ограничения. Однако, здесь мы не делаем ничего такого, что бы не делали другие члены ВТО в аналогичной ситуации.
- Против России применяется больше всего ограничительных торговых мер. Какие меры были отменены за год после нашего присоединения к ВТО? Сколько сейчас действует мер? Планирует ли Россия наподобие ЕС подавать иск в ВТО к тем или иным странам по дискриминационным мерам в отношении российской продукции?
- Мер, ограничивающих доступ российских товаров и услуг на рынки членов ВТО, больше сотни. Я имею в виду те меры, которые, возможно, применяются в нарушение обязательств этих стран в организации. Но не все они имеют реальный негативный эффект. С ряда рынков наши компании ушли по чисто коммерческим соображениям, на другие по тем же соображениям выходить не собираются.
Из этой сотни мы вместе с российскими компаниями определили порядка тридцати, которые реально мешают, и начали по ним работать. Для каждой - свой рецепт, свой метод. Некоторые наши партнеры обещали снять самостоятельно. Например, ЕС отменили квоты на ввоз российской стали. Другие будем обсуждать сначала в рамках органов ВТО.
С третьими придется разбираться в более наступательном режиме. Например, это касается особых принципов установления антидемпинговых пошлин на ввоз российских товаров, в стоимости которых высока цена энергии.
Коллеги из Брюсселя не учитывают стоимость российского газа в издержках производства, а используют его стоимость на рынках третьих стран. Из-за этого многие наши производители удобрений и других энергоемких товаров автоматически попадают в зону риска. Мы обсуждаем эту тему с ЕС в течение многих лет, и пока безрезультатно. Мы убеждены, что наши партнеры нарушают не только нормы ВТО, но и действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в соответствии с которым при проведении антидемпинговых процедур ЕС должны учитывать факторы естественной конкурентоспособности нашей экономики - включая имеющийся потенциал природных ресурсов.
В соглашении о партнерстве у нас нет механизмов принуждения к выполнению обязательств, но они есть в ВТО. Скорее всего, нам придется ими воспользоваться.
- Обсуждается ли в рамках ВТО тема с третьим энергопакетом в ЕС?
- Мы начали обсуждение этой темы с Еврокомиссией. У нас есть серьезные основания полагать, что, применяя нормы третьего энергопакета, страны ЕС нарушают свои обязательства в ВТО, касающиеся условий торговли товарами и услугами. В результате российские энергетические компании теряют возможность участия в сбытовой инфраструктуре в Европе, должны продать свои доли в транспортных трубопроводных компаниях. Это тоже тема для серьезного разговора.
- Каково нынешнее положение дел в рамках Дохийского раунда? Какие темы будут обсуждаться на министерской конференции в конце года?
Несмотря на то, что переговоры раунда по многим трекам давно заморожены, умереть ему вряд ли дадут. К Балийской министерской конференции ВТО, которая состоится в декабре, готовится пакет соглашений, в частности, о содействии торговле, который имеет шанс быть принятым. Помимо этой темы, министры обсудят перспективы продолжения и завершения переговоров по другим направлениям. Успех будет зависеть от политической воли участников, прежде всего основных игроков. Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы раунд был продолжен и завершен в разумные сроки.