Как реформировать пенсионную систему

Эксперты аналитических и научных центров по поручению Минфина проанализировали проект пенсионной системы и заявили, что ряд мер по ее сбалансированию за два года позволит сэкономить 600 млрд рублей

Фото: Риа Новости/Руслан Кривобок

Москва. 20 августа. INTERFAX.RU - Ряд мер по обеспечению сбалансированности пенсионной системы РФ может дать экономию бюджетных средств в объеме около 600 млрд рублей в 2015-2016 годах. Такая информация содержится в проекте доклада, подготовленном и направленном в правительство РФ экспертными группами по анализу эффективности расходов бюджета и их оптимизации (текст имеется в распоряжении "Интерфакса").

В состав этих 13 групп, созданных под эгидой Минфина по поручению правительства, вошли представители федеральных органов власти и эксперты Высшей школы экономики, Российской академии народного хозяйства и других аналитических и научных центров.

Эксперты, в частности, предлагают постепенно повысить предел базы для начисления страховых взносов с нынешних 160% средней заработной платы до 230%. В частности, планируется увеличение базы в 2015 г. до 170% (753 тыс. рублей в год), в 2016 г. - до 180% (890 тыс. рублей). В результате этой меры планируемая экономия дотаций Пенсионному фонду РФ (ПФР) в 2015 г. составит 17,2 млрд рублей, в 2016 г. - 24,4 млрд рублей, к 2020 г. - 200 млрд рублей.

Также предусматривается изменение порядка индексации фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии - исходя из фактической инфляции один раз в год (вместо двух раз) с 1 апреля ежегодно. По мнению экспертов, это позволит сократить дотации ПФР в 2015 г. на 78 млрд рублей, в 2016 г. - на 175 млрд рублей. К 2020 г. размер экономии оценивается на уровне 781 млрд рублей.

Индексацию страховой части трудовых пенсий (без учета фиксированного базового размера) также предлагается осуществлять один раз в год - с 1 февраля на уровень инфляции за прошедший год с его увеличением на 2 процентных пункта. Реализация этого предложения позволит сэкономить в 2015 г. 27,3 млрд рублей, в 2016 г. - 80,4 млрд рублей, к 2020 г. - 466 млрд рублей, а в долгосрочной перспективе - до 1,5 трлн рублей.

В проекте доклада также содержится предложение о постепенном увеличении минимального страхового стажа с 5 лет до 15 лет в течение 10 лет начиная с 2015 года (на один год ежегодно). Предполагается, что реализация этой меры обеспечит экономию ассигнований федерального бюджета в 2015 г. в размере 0,12 млрд рублей, в 2016 г. - 0,4 млрд рублей с ее существенным ростом в долгосрочной перспективе.

Эксперты также предлагают отменить корректировку размера страховой пенсии в отношении пенсионеров, продолжающих работать. Эта мера позволит обеспечить сокращение дотаций ПФР в 2015 г. на 9,7 млрд рублей, в 2016 г. - 44,8 млрд рублей, к 2020 г. - 301 млрд рублей.

Также в докладе упоминаются меры по стимулированию более позднего назначения трудовой пенсии по старости. Это, в частности, установление дополнительных коэффициентов к размеру трудовой пенсии по старости в случае ее назначения после достижения пенсионного возраста и наличия необходимого страхового стажа. Коэффициенты должны дифференцироваться в зависимости от продолжительности отсрочки назначения пенсии.

Эта мера, отмечают эксперты, является альтернативой повышению пенсионного возраста, обеспечивая существенное увеличение размера пенсии тем гражданам, которые приняли решение отсрочить ее назначение.

Кроме того, эксперты считают необходимым дополнительно проработать еще ряд мер. В частности, предлагается рассмотреть вопрос о выплате фиксированного базового размера пенсии для работающих пенсионеров при условии, что их совокупный доход находится на уровне не выше 2,5 минимальных размеров оплаты труда. Реализация этого предложения, по оценкам экспертов, позволила бы обеспечить сокращение дотаций ПФР к 2020 г. в размере 529 млрд рублей, а в долгосрочной перспективе - до 2,5 трлн рублей.

Большинство экспертов, участвовавших в подготовке доклада, также поддерживают предложение о продлении после 1 января 2014 г. права выбора варианта осуществления своего пенсионного обеспечения, то есть направления на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2% или 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. При этом выбор в пользу 2% должен, по мнению экспертов, носить заявительный характер.

Эксперты также считают необходимым дополнительно проработать вопрос реформирования системы досрочной пенсии в отношении педагогических, медицинских и творческих работников, что может обеспечить экономию бюджетных средств в 2015-2016 гг. в размере до 23 млрд рублей ежегодно, а в долгосрочной перспективе - до 500 млрд рублей.

Также предлагается проработать еще ряд вопросов. В частности, речь идет о постепенном повышении с 2019 г. пенсионного возраста для получения полного фиксированного базового размера трудовой пенсии для женщин с 55 лет до 60 лет в 2029 г. при одновременном введении выплаты неполной базовой части пенсии женщинам, которым назначена пенсия в возрасте с 55 до 60 лет. Также предлагается постепенно повысить тарифы отчислений и нормативный стаж для работающих во вредных условиях труда, требования к продолжительности стажа для работников в условиях Крайнего Севера и ограничить размер новых пенсионных прав по страховой части пенсии работников, имеющих несколько мест работы.

Суммарная экономия за счет последнего блока мер в 2015 г. может составить более 40 млрд рублей, в 2016 г. - 48,3 млрд рублей, к 2020 г. - 162 млрд рублей, а в долгосрочной перспективе - до 1,2 трлн рублей.

Новости