Взорвавшуюся подлодку показали россиянам

Индия позволила российским специалистам осмотреть последствия взрыва и пожара на подводной лодке "Синдуракшак"

Фото: Reuters

Москва. 19 августа. INTERFAX.RU - Находящиеся в индийском Мумбаи российские специалисты из гарантийной группы по обслуживанию подводной лодки "Синдуракшак" впервые получили доступ к этой субмарине, взорвавшейся и затонувшей в ночь на 14 августа.

"Индийская сторона разрешила нашим специалистам подключиться к выяснению причин, приведших к трагедии", — сообщил в понедельник "Интерфаксу" источник в российской кораблестроительной отрасли.

По его данным, индийская сторона пока не направляла в Москву просьбы прислать дополнительных экспертов.

В распространенном в понедельник коммюнике командования ВМС Индии отмечается, что в воскресенье спасателям "удалось проникнуть в первый отсек подлодки после того, как они открыли поврежденный люк". В ходе осмотра судна были обнаружены тела четырех из 18 оставшихся на борту субмарины после взрыва моряков. По итогам осмотра командование ВМС Индии решит, как поднять лодку на поверхность.

Версии, версии

Авария на неатомной подлодке "Синдуракшак" российского производства произошла в ночь на 14 августа. В результате мощного взрыва (по одной из версий, взрывов было несколько) и последовавшего за ним пожара корабль получил сильные повреждения и затонул.

Индийская газета Times of India приводит слова российских специалистов, согласно которым "Синдуракшак" могла взорваться либо из-за неправильного обращения с техникой, либо по причине диверсии.

По данным источников в российской кораблестроительной отрасли, наиболее вероятной причиной произошедшего могла стать ошибка в обслуживании лодки — в частности, индийские моряки могли совместить операции по загрузке боезапаса и зарядке аккумуляторных батарей, которые во время недавнего среднего ремонта "Синудракшака" в России были заменены на индийские.

Совмещать эти операции категорически запрещено, поскольку при погрузке боезапаса все системы обесточиваются и люки между отсеками задраиваются; а при зарядке батарей люки открывают, чтобы обеспечить вентиляцию.

При зарядке батарей у причальной стенки электролит кипит интенсивнее, чем когда они заряжаются от дизелей в походе, при этом в носовом отсеке интенсивно выделяется взрывоопасный водород. "Синдуракшак" оборудована специальными дожигателями водорода, которые, однако, могли не справиться с объемами выделяемого газа.

Об том, что на субмарине мог взорваться водород, со ссылкой на бывшего индийского подводника Парамбира Сингха Баву сообщила 15 августа и радиостанция "Голос России".

Экс-глава "Адмиралтейских верфей", на которых была построена лодка, Владимир Александров в беседе с "Интерфаксом" на прошлой неделе предположил, что на "Синуракшаке" мог взорваться боезапас. По какой причине это произошло, собеседник агентства предположить отказался.

Версию о взрыве боезапаса поддерживают далеко не все специалисты. Так, представитель Главного штаба ВМФ 15 августа заявил "Интерфаксу", что торпеды, которыми вооружена подлодка, не могли стать причиной ее гибели.

"На борту "Синдуракшака" находились торпеды 53-65 и TEST 71МКЭ. Это проверенное советское оружие экспортного образца. Торпеды установлены на наших "Варшавянках" и показали себя надежными и безопасными. Могут сколько угодно безопасно храниться в торпедных аппаратах и в арсеналах, сами детонировать они неспособны", — сказал собеседник агентства.

О невозможности нештатного подрыва боеприпасов заявил "Интерфаксу" и один из разработчиков российских крылатых ракет Club-S, которыми также вооружены подлодки одного с "Синдуракшак" типа. По его словам, эти ракеты полностью безопасны в повседневной эксплуатации, а их головные части не взорвутся, даже если будут подвергнуты воздействию высокой температуры или детонации.

"Самопроизвольный или в результате внешнего воздействия взрыв ракет типа Club исключен, равно как исключен их несанкционированный пуск", — отметил источник.

Новости