Китай погубит эхо минувшего кризиса

Правительство Китая сегодня скупает облигации компаний, созданных, чтобы аккумулировать долги, доставшиеся в наследство со времен финансового кризиса начала 2000-х годов. Экономисты спорят, сколько на самом деле долгов у правительства Китая

Фото: Reuters

Пекин. 16 августа. FINMARKET.RU - Экономисты пытаются разобраться, что происходит в Китае: циклический спад, перестройка экономики, жесткая посадка или полноценный финансовый кризис.

Симптомы недуга выглядят тревожно:

  • Китай забыл о двузначных темпах роста экономики. Нынешние темпы оказываются слабее прогнозов, экономисты уже сомневаются, что Китай сможет достичь цели по росту ВВП в 7,5% на этот год.
  • В японском банке Nomura ожидают, что темпы роста ВВП с вероятностью 30% могут снизиться в этом году ниже 7%. В британском Barclays пошли дальше: есть вероятность того, что рост снизится до 3%.
  • Экономика Китая просто не может поддерживать прежние темпы роста. Даже правительство заявляет, что Китаю нужно уйти от модели экономики, в основе которой лежат инвестиции.
  • В июне до шокового уровня подскочили ставки на рынке межбанковского кредитования. Скачок был настолько сильным, что ситуация вышла из под контроля монетарных властей.
  • В Китае, возможно, со дня на день начнется банковский кризис. Главная угроза - критическая масса плохих кредитов. В последние годы кредитование в Китае росло слишком быстро, это создала потенциальную угрозу для всей финансовой системы страны.
  • Попытки обуздать рост кредитования приводят к бурному росту теневого сектора.

Сумки - неплохой залог по кредитам

Китайские компании готовы брать в залог под кредит что угодно: сырье, различные технологические товары, экспортные запасы. Однако недавно выяснилось, что хорошим залогом могут стать даже дорогие сумочки, пишет FT Alphaville.

Компания Lady Finance выдает кредиты за полчаса под залог дорогой сумки от Gucci, Chanel, Hermes или Louis Vuitton: компания готова выплатить 80% ее стоимости. Владельцев Prada просят не беспокоиться. В FT Alphaville уверены, что это тревожный сигнал:

  • В Китае развивается теневой бизнес. Залогом может стать все, что угодно. Это означает, деньги в экономике теперь создают не власти, а бизнес и компании.
  • Эти сумки в какой-то момент могут стать залогом по РЕПО. Это произойдет в случае, если кредит, выданный под залог одной сумки, будет затем продан на вторичном рынке кредитов.
  • Производители дорогих сумок, таким образом, превращаются в производителей залогов по кредитам. Они создают не просто продукт, а нечто, что служит гарантом стоимости - своего рода валюту.
  • Но если центробанки или производители сумок поставляют недостаточно ресурсов, то рынок находит 99 способов, как это обойти.
  • Так теневой банковский сектор увеличивает скорость обращения денег: они пытаются подорвать монополию центробанков на производство залогов и денег. Залоги, которые оценивают обществом как надежные, слишком часто повторно используются. Фактически, они размывают богатство, владельцы которого не решились бы на это.
  • Ни у центробанков, ни у дорогих брендов нет желания увеличивать предложение, ведь иначе их товары потеряют свою стоимость. В банковском секторе такой товар - это кредит.
  • Теневые банки принимают под залог уже использованные активы. С одной стороны, это ускоряет рост, ведь деньги доступны там, где нужны и сравнительно дешево.
  • Но это подрывает стабильность всей системы: теневые банки выпускают валюту, которая ничем не гарантирована и не защищена.
  • В такой ситуации производителю придется самому выходить на рынок, чтобы контролировать повторные поставки. Это происходит с QE, в рамках которой ФРС изымает с рынка более старые или привлекательные активы, заменяя их на новые активы с меньшей доходностью.
  • У участников рынка все меньше желания участвовать в таких проектах, в экономике накапливаются не активы, а сумки.

Правительство Китая избавляется от наследства предыдущего кризиса

Правительство Китая, видимо, предчувствует наступление банковского кризиса. Оно проводит меры для борьбы с избыточным ростом кредитования, всячески его ограничивая.

Однако Минфин страны, на всякий случай, уже начал подготовку к кризису. Проблемные банки Китай будет спасать за счет средств китайских налогоплательщиков.

В блоге Institute for New Economic Thinking раскрыли эту схему.

  • В конце 1990-х начале 2000-х годов китайская банковская система страдала от огромного количества плохой банковской задолженности.
  • Чтобы разрешить эту проблему, в стране было создано четыре банка, в которые собрали плохие активы на 1,4 трлн юаней. Они получили компании по управлению активами (AMC).
  • AMC должны были по номинальной стоимости купить плохие активы у четырех самых крупных банков страны. Взамен плохого кредита банки получили 10-летние облигации AMC.
  • Общий объем таких облигаций был больше 810 млрд юаней, к 2009 году было выплачено всего 100 млрд юаней. С помощью облигаций полностью уплатить плохие долги AMC не смогли, разницу пришлось гасить Народному банку Китая.
  • Срок погашения этих бумаг подошел в 2009 и в 2010 годах - тогда они просто были рефинансированы.
  • После 2009 года выплаты AMC значительно ускорились. Согласно отчетам самих банков, объемы облигаций AMC на их балансах значительно сократились: в 2012 году на долю трех крупнейших банков Китая приходилось облигаций AMC на 392,7 млрд юаней против 720 млрд юаней в 2009 году.
  • AMC все 10 лет своего существования были настолько неприбыльны, что не смогли погасить даже небольшую часть задолженности. Но сразу же после кризиса они вдруг начали погашать долги.
  • Вопрос в том, как это получилось: толи AMC смогли каким-то образом превратить плохие долги в прибыльные активы, толи они используют нераспределенную прибыль, толи им кто-то помог.
  • Единственным достаточно прибыльным AMC стала Cinda, скупившая плохие долги Китайского строительного банка. Ее чистая прибыль в 2009 году составила 4,4 млрд юаней, а ежегодно она смогла выплачивать процент по бумагам в 5,56 млрд юаней. Взять дополнительные 190 млрд юаней, чтобы выкупить облигации фонду было просто не откуда.
  • У остальных фондов дела были еще хуже: они не могли даже выплатить проценты по облигациям.
  • В 2012 году чистая прибыль Cinda составила 7,27 млрд юаней. Нераспределенная прибыль у этой компании может, в лучшем случае, достичь 100 млрд юаней. Но этого не хватит, чтобы выплатить 190 млрд юаней. Для остальных AMC это в принципе невозможно.
  • Видимо, китайским плохим банкам кто-то помог. Этим кем-то, скорее всего, было Министерство финансов Китая: вместе с Cinda они организовали совместный фонд, который будет выплачивать средства по облигациям. Фактически, наследство старого кризиса уничтожается благодаря средствам китайских налогоплательщиков.
  • Вопрос в том, зачем это нужно Министерству финансов? Банкам это нужно, чтобы погасить облигации, которые им невыгодно держать. Cinda планирует провести IPO в Гонконге.
  • Минфин, возможно, готовится использовать этот инструмент еще раз во время нынешнего кризиса, полагают экономисты Института.

Сколько долгов правительство Китая может погасить из бюджета

Вопрос в том, сможет ли правительство погасить эти плохие долги безболезненно для себя. Скорее всего, сможет, уверены экономисты. Правда, Китай в этом случае рискует оказаться в одной лодке с США и Европой: госдолг вырастет до 100% ВВП.

  • По оценке Гэвина Дэвиса из Fulcrum Asset Management, правительство Китая может покрыть из бюджета плохие долги на 20% ВВП.
  • По оценке Goldman Sachs, общий уровень закредитованности к ВВП в Китае сейчас составляет 219%. За пять лет этот уровень вырос на 56 п.п. Если эта оценка правильна, то долги Китая сейчас выше, чем у любой экономики, находящейся на сопоставимом уровне развития.
  • Если власти Китая решат быстро разобраться с проблемой плохих долгов, на этой уйдет 10% ВВП. Если будут медлить - 21%, подсчитали в Goldman Sachs. Во время кризиса в Азии 1997 года правительствам пришлось потратить 30-55% ВВП на решение подобных проблем.
  • Сейчас госдолг Китая составляет всего 22%, а дефицит бюджета - 2% ВВП. Однако официальные данные правительства расходятся с оценкой МВФ: в фонде уверены, что госдолг составляет 46%, а дефицит - 9% ВВП.
  • В МВФ учитывают как часть госдолга долги местных органов власти, гарантии под которые выдает центральное правительство.
  • В Institute for New Economic Thinking уверены, что госдолг выше оценок МВФ - 79% ВВП. В GS также уверены, что госдолг Китая может составить 60-70% ВВП. Дефицит бюджета Китая , согласно этим оценкам, составляет 6% ВВП.
  • Если правительство возьмет на себе погашение плохой задолженности, то госдолг страны может увеличиться до 100% ВВП.

Новости