Когда "Яндекс" купит "Коммерсант"?
После кризиса газеты перестали быть выгодным бизнесом, покупка легендарной The Washington Post основателем Amazon означает, что теперь они - не бизнес вообще. Журналисты оплакивают прошлое, экономисты - спорят о том, когда появятся издательские дома Google и Facebook
Вашингтон. 6 августа. FINMARKET.RU - В день объявления о смене владельца обстановка в одной из самых влиятельных газет США Washington Post напоминала похороны. Один из сотрудников издания на условиях анонимности рассказывает, что, идя на совещание с руководством, журналисты думали, что их ждут перестановки в издании, но такого просто не ждали.
Семья Грэхомов, долгие года владевшая Washington Post, славилась своим хорошим отношением к журналистам. Дональд Грэхом лично приветствовал каждого нового сотрудника и помнил имена всех своих репортеров. При нем в газете не случалось конфликтов и забастовок, даже в последние семь лет, когда Washington Post приносила одни убытки. Когда коллективу газеты сообщили, что основатель интернет-магазина Amazon Джефф Безос выкупил издание всего за $250 млн, на их лицах было уныние, смешанное со страхом.
А зря, уверены экономисты. Может, Безос мало платит, а его сотрудники постоянно бастуют, но он - единственный шанс для газеты.
Издательский дом Google
Экономика печатных изданий в последние десятилетия была перевернута с ног на голову. Интернет дал журналистам самую большую аудиторию в истории человечества. Он же и отнял их доходы: монополия на право рекламировать супермаркеты и новые автомобили закончилась. Газетам нужна новая бизнес-модель, и только гениям интернет-бизнеса под силу ее найти, уверен американский экономист, специализирующийся в области культуры, Тайлер Коуэн.
- В недалеком будущем крупнейшие издательства перейдут в руки интернет-гигантов Google, Apple, Amazon, возможно, Facebook или их правопреемников.
- У этих компаний много денег (например доходы того же Amazon в 12 раз больше, чем у крупнейшего издательства США Penguin Random House), успешный маркетинг и огромная база пользователей. В общем, потенциал для синергии огромен.
- Рынок образования полностью будет занят технологическими компаниями, которые будут выпускать электронные учебники и образовательные приложения.
Впрочем, вполне возможно, что захватить весь мир интернет-гигантам не удастся. По крайней мере в нашей стране это точно в ближайшее время не произойдет. Недавнее исследование ВШЭ медиапотребления в российских селах показывает, что информационная революция еще не докатилась до России. В русской деревне интернет есть, и им активно пользуются, но только как справочником и средством общения. Чаще всего в сети люди ищут информацию о товарах. И делают это, в основном, молодые люди до 30 лет, которым нужно готовить детей к школе. Новости на селе, как и тридцать лет назад, слушают по радио и смотрят по телевизору.
Илья Кирия, профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики
"Мир постепенно движется от модели брендированного контента, когда у человека в распоряжении было шесть кнопок на пульте и он выбирал себе любимый канал, к модели агрегации новостей. Задавать правила игры начинают большие базы данных и компании, которые становятся проводниками пользователей в этом море информации. Поэтому роль интернет-поисковиков и всевозможных агрегаторов возрастает.
Amazon - пример такого агрегатора, который продает печатные и электронные книги. Купив газету Washington Post, он может добавить в свой ассортимент еще и периодическую прессу. Вполне возможно, что Amazon будет продавать ее через свою платформу Kindle, или же обеспечивать доставку до пользователя печатной версии.
Интернет-поисковики по всему миру уже сейчас активно входят в капиталы медиакорпораций и заключают с ними соглашения о стратегическом сотрудничестве. Теоретически, Apple и другие крупные интернет-компании могут начать покупать газеты, журналы и телеканалы в течение ближайших пяти лет.
А вот полноценное издательство Google появится только в том случае, если все люди однозначно поменяют модель медиапотребления: перестанут смотреть телевизор, читать газеты и всю информацию будут получать через агрегаторы.
Этот переход может занять длительное время, а может не произойти никогда. Всегда будет часть населения, которая не способна самостоятельно выбрать, что именно она хочет читать или смотреть. Для таких людей нужны компании, которые будут отбирать контент.
Вряд ли когда-нибудь "Вконтакте" соберется купить СМИ, потому что соцсети сильно отличаются от поисковиков. Люди используют их для общения, а если говорить о "Вконтакте", то еще и для просмотра видео и прослушивания музыки.
Вопрос должен звучать так "Когда "Яндекс" купит "КоммерсантЪ"?". Я думаю, что "Яндекс" и хотел бы купить какое-нибудь СМИ, но вопрос в том, разрешат ли это ему в нынешних политических условиях".