Развивающиеся страны "доросли" до 1968 года
Средний класс развивающихся стран сегодня хочет того же, чего хотел средний класс США или Франции в конце 60-х годов прошлого века. Выполнение требований может загнать молодые экономики в долговую яму
Нью-Йорк. 29 июля. FINMARKET.RU - В последние несколько лет по развивающимся странам прокатилась волна социальных и политических волнений. У всех этих волнений есть общие корни: население требует больше равенства в доходах, экономического самоопределения и политической власти.
Карло Коттарелли из МВФ попытался разобраться, к чему приведет восстание нового среднего класса. Возможно, в развивающихся странах случится то, что произошло в Европе и США в 60-х годах прошлого века.
- Сейчас ВВП на душу населения некоторых развивающихся достиг уровня Западной Европы и США начала 1960-х годов.
- Можно предположить, что как только ВВП на душу населения доходит до этого уровня, то в стране появляется средний класс, который требует больше равенства в распределение экономических и политических сил.
- Коттарелли предлагает вспомнить опыт 1960-х годов. Тогда развитие среднего класса привело к социальным протестам, которые изменили экономику и общество.
- Эти изменения прокатились по США, Франции, Германии и Великобритании: люди призывали больше социальной справедливости, больше демократии и лучшей жизни для каждого. Тогда в развитых странах и началась глубокая социальная и экономическая трансформация.
Развивающиеся страны приблизились к уровню развития Запада 1960-х годов
Как на Западе появилось государство благоденствия
- В 1960-е годы правительства развитых стран частично удовлетворили требования среднего класса с помощью роста государственных расходов.
- Рост расходов на пенсионную систему и здравоохранение привел к появлению государства всеобщего благоденствия: с начала 1960-х по начало 1990-х годов доля государственных расходов в ВВП выросла на 20 п.п. С тех пор рост стабилизировался.
В 1960-е годы на Западе появилось государство всеобщего благоденствия
- Рост государственных расходов в этот период был обеспечен ростом бюджетных доходов и бурным экономическим ростом.
- Но это продолжалось недолго: в 1970-е годы большинство стран столкнулись с дефицитом финансовых средств.
- В ответ правительства увлеклись денежной эмиссией и начали увеличивать свои долги. В 80-е годы за это пришлось заплатить или ростом налогов, или шоковой терапией в виде политики президента Рейгана и премьер-министра Тэтчер.
- Накопленный госдолг стал одной из причин, почему правительства развитых не смогли поддержать экономическую активность после кризиса 2008-2009 годов. Многим странам из-за критического уровня госдолга пришлось свернуть программы стимулирования, а экономика не успела прийти в себя.
Это загнало развитые страны в долговую ловушку
История повторяется вновь
В целом, в росте госрасходов нет ничего страшного. Это отражает изменение социальных приоритетов граждан. Но развивающимся странам нужно быть осторожными с этой политикой.
- Когда денег не хватает, а аппетиты граждан растут, велико искушение финансировать социальные обязательства за счет роста госдолга. Как показывает опыт развитых стран, это путь в никуда.
- Неприятное последствие такой политики - рост кредитных ставок и снижение устойчивости экономики. Если в экономике случится неожиданный шок, правительства больше не смогут помочь ей с помощью бюджетного стимулирования.
- Если же слишком увлечься повышением налогов, то это ударит по экономической активности: будет меньше стимулов открывать и развивать бизнес, что сократит потенциал роста.
Сейчас многие развитые страны столкнулись с необходимостью снизить роль государства, то есть сократить государственные расходы и налоги. Именно они стали существенными помехами росту экономики. Но развивающиеся страны, кажется, идут в противоположном направлении: чудеса общественного мира и согласия будут оплачены ростом бюджетных дисбалансов и стагнацией.