Уроки истории: как кризис закончился войной
Миру стоит вспомнить уроки Первой мировой. Страна - экономический лидер пыталась подавить соперников. Росло влияние молодых промышленных гигантов. Их борьба вылилась в долгую и кровопролитную войну
Принстон. 5 июля. FINMARKET.RU - Гарольд Джеймс, профессор истории и международных отношений из Принстона, решил напомнить об уроках Первой мировой войны.
"Приближается столетний юбилей с начала Первой мировой войны в 1914 году. Это уже заставило многих политиков и комментаторов заговорить о хрупкости современных политических и экономических договоренностей. Например, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер недавно отметил, что поляризация Европы на Юг и Север отбросила континент на сто лет назад.
Причины начала Великой войны представляют собой увлекательный прецедент: финансовая глобализация стала эквивалентом национальной гонки вооружений, что увеличило уязвимость международного порядка.
- В 1907 году крупный финансовый кризис, исходивший из США, заразил весь остальной мир и продемонстрировал хрупкость всей мировой финансовой системы. Нынешний финансовый кризис и борьба с ним очень похожи на те события.
- Британский экономист Уолтер Бэджет в 1873 году описывал Лондон "как великую комбинацию из экономической власти и экономической хрупкости, которую только видел мир".
- Норман Эджелл, британский политический деятель, депутат от Лейбористкой партии и будущий лауреат Нобелевской премии мира, популяризировал известную точку зрения: связи в международной экономике стали настолько сложными, что война уже невозможна.
- Но можно было сделать и обратный вывод: учитывая степень хрупкости мировой экономики, умный поворот в рычагах управления мог обеспечить военную победу экономического гегемона.
Как Великобритания решила воспользоваться своей экономической силой
После кризиса 1907 года Великобритания, гегемон той эпохи, начала задумываться, как использовать свою экономическую силу, чтобы повысить его общий стратегический потенциал. К такому выводу пришел Николас Ламберт, изучавший историю экономического планирования в Великобритании перед Первой мировой войной. Он показывает, как Великобритания начала совмещать свою военную мощь, особенно мощь своего флота, и глобальное финансовое лидерство.
- С 1905 по 1908 годы британское адмиралтейство разработало общие черты плана финансово-экономической войны против Германии, наращивавшей свое влияние в Европе.
- Если бы экономическая военная операция была бы реализована в полной мере, это бы разрушило финансовую систему Германии и вынудило ее отказаться от любого военного конфликта. Когда стратеги из британского адмиралтейства столкнулись с реальной кайзеровской Германией, они проверили, какой мощный удар можно нанести по финансовой системе.
- До 1914 года Великобритания создавала государственно-частные партнерства. Подобные структуры связывают технологических гигантов вроде Google, Apple, Verizon с американским ЦРУ. Лондонские банки выступали гарантами практически по всей мировой торговли. Lloyds страховала всю мировую систему доставки. Финансовые сети позволили правительству получить информацию о стратегических уязвимостях своих противников
Германия и США подготовили ответный удар
После финансовой паники 1907 года для соперников Великобритании стало очевидно, что им также пора мобилизовать свои финансовые силы.
- В США поняли, что им нужно создать центробанк, который был бы аналогичен Банку Англии. 23 декабря 1913 года была создана Федеральная резервная система.
- Американские финансисты были уверены, что в Нью-Йорке нужно развивать собственную коммерческую систему торгов по аналогу с Лондоном. Они создали основу для ее монетизации.
- Развитие американского рынка подталкивал Пол Варбург, финансист и младший брат известного немецкого банкира Макса Варбурга, который был личным советником кайзера Вильгельма II.
- Братья Варбурги представляли что-то вроде трансатлантического союза, активно предлагавшие немецко-американские институты как альтернативу британской промышленной и финансовой монополии. Они были убеждены, что Германия и США с каждым годом становятся все сильнее, а власть Великобритании слабеет.
Мир идет по стопам 1904 года
Некоторые из тенденций, которые были заметны в финансовом мире до 1914 года, повторяются и сегодня.
- После кризиса 2008 года финансовые институты рассматриваются как опасное оружие массового экономического разрушения, а также как потенциальный инструмент для получения глобального экономического господства.
- Во время кризиса 2008 года зависимость иностранных банков от финансирования в долларах оказалась одной из их главных слабостей и потребовала выделения дополнительных линий валютных свопов от ФРС.
- Чтобы разрешить эту проблему, потребовалось вновь национализировать банки и даже заставить крупные финансовые институты прекратить деятельность.
- Для европейских банкиров и правительств некоторых стран попытки властей США пересмотреть свой подход к деятельности филиалов иностранных банков на своей территории кажется угрозой. Власти США, по их мнению, устанавливают новый вид финансового протекционизма. С этим они собираются бороться.
Геополитические соображения вторгаются в банковскую практику и в других местах.
- Российские банки пытаются захватить активы в Центральной и Восточной Европе.
- Европейские банки сокращают свою роль на азиатских финансовых рынках.
- Китайские банки пытаются расширить свою роль в мировой торговле.
- Многие страны обращаются к финансовому протекционизму, чтобы увеличить свою политическое влияние.
Затем правительства начнут думать над тем, как сделать финансовую силу своим преимуществом в случае дипломатического конфликта. Санкции уже стали обычной и далеко не самым эффективной мерой против таких стран, как Иран или Северная Корея. Но финансовое давление может быть куда более эффективно применено для стран, более глубоко интегрированных в мировую экономику.
В 1907 году в начале финансового кризиса, который чуть было не привел к мировой катастрофе, несколько стран начали воспринимать свою финансовую систему как инструмент грубой силы и обретения национального превосходства.
Такое мышления привело к войне 1914 года. Столетие спустя, в 2007-2008 годах, мир пережил еще больший финансовый шок. Националистические страсти опять начали расти, а значит, разрушительные стратегии могут вновь стать популярными.