300 лет кризисов

Каждый новый экономический кризис кажется уникальным, но все они похожи. Чтобы напомнить об этом, экономисты Федерального резервного банка Нью-Йорка предложили свою хронику экономических потрясений прошлого. Она начинается с первого кризиса Нового времени

Фото: Reuters

Нью-Йорк. 27 июня. FINMARKET.RU - Джеймс Наррон и Дэвид Скайа из Федерального резервного банка Нью-Йорка подготовили хронику забытых финансовых кризисов за 300 лет - с 1620 по 1920 годы. Первый из них случился в начале XVII века, его история чрезвычайно поучительна и позволяет по-новому взглянуть на экономический кризис как таковой.

Кризис 1619-1623 гг. назывался "The Kipper und Wipperzeit" и был вызван повсеместной порчей золотых и серебряных монет Священной Римской империи, которую устроили европейские монархии, чтобы финансировать Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.).

Kipper - это торец монеты, а Wipperzeit - противовес для их взвешивания. Снижение их стоимости и вызвало кризис.

  • В начале XVII века Европа находилась в переломном моменте своей истории: происходил переход от феодализма к капитализму, от Средневековья к Новому времени, от самодостаточной к рыночной экономике.
  • Различные части Священной Римской империи пытались финансировать Тридцатилетнюю войну путем создания новых монетных дворов и снизить значимость второстепенных монет, не трогая золотые и серебряные монеты.
  • При этом вспомогательные монеты изначально чеканились с использованием только серебра, затем в них начала расти доля меди: оказалось, что монеты с добавлением меди чеканить гораздо выгодней.
  • Номинальная стоимость монет стала значительно выше цены металла, из которых они были сделаны. Это привело к их мгновенной девальвации.
  • Разные страны пытались бороться с этим по-разному: одни начали снимать с монет стружку, снижая стоимость серебряных монет, другие сплавляли монеты, смешивая их с малоценными металлами и повторно чеканили их, а после возвращали их в оборот.
  • Правительства быстро поняли, что на этом можно нажиться: они сливали дешевые и порченные монеты за границу и обменивали их там на полноценные. Хорошие монеты правительства копили, порченные - снова запускали в оборот.
  • Горожане тоже увлеклись играми в хорошие и плохие монеты, началась гиперинфляция. Обманывая доверчивых крестьян, которые не очень разбирались в стоимости металлов и не могли отличить сплав серебра и меди от чистого серебра, жители европейских городов спровоцировали гиперинфляцию.
  • Чуть позже во всем разобрались и крестьяне: они отказались привозить в города продукты, опасаясь, что на рынках их обманут и подсунут плохие монеты.
  • Правительствам пришлось реагировать на кризис: плохие монеты стали перечеканивать, снижая их номинал в соответствии с их реальной покупательной способностью. Также появились первые стандарты чеканки: они описывали точное количество разных металлов в монете.
  • Но защитить внутренний рынок в одиночку не получилось: кризис был преодолен с помощью межгосударственных монетных договоров и установления справедливых обменных ставок. Чтобы убедить простой народ, что монеты стали лучше, потребовались годы.

Новости