"Мост" в мир эмоций
В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка немецких художников-экспрессионистов группы "Мост"
Москва. 8 сентября. INTERFAX.RU – В основном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина разместилась уникальная экспозиция, состоящая из картин, предоставленных берлинским музеем Brucke.
Об экспрессионизме, так или иначе, знают многие: художественное течение, которое зарождалось параллельно во многих странах и развивалось в начале ХХ века, но некоторые прародителем данного направления считают норвежца Эдварда Мунка с картиной "Крик", её относят к выражению самой идеи экспрессии. А в нашей стране экспрессионизм ассоциируется с именем Василия Кандинского. Однако наиболее последовательно основные принципы этого движения были выражены именно немецкими художниками группы "Мост", образованной в Дрездене в 1905 г.
В её состав входили Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Бляйль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Во времена гитлеровского режима работы немецких экспрессионистов попали в обойму "дегенеративного искусства", и в 1937 г. картины художников группы "Мост" основоположники немецкой пропаганды включили в одноименную выставку в Мюнхене.
Программа экспрессионистов была ориентирована на молодых художников, способных "непосредственно и без фальши выражать то, что побуждает к творчеству": "с верой в прогресс и новое поколение вдохновенных творцов и ценителей, мы взываем ко всем молодым. И как молодёжь, олицетворяющая будущее, хотим развязать себе руки и обрести свободу вопреки всё ещё процветающим старым силам", - говорилось в манифесте.
Как и положено прогрессивным творцам они не боялись экспериментировать, объявляя войну устаревшему обществу, бросая вызов своей эпохе с её косностью, угнетением и несправедливостью. "Мостовцы" словно кричали: "Да посмотрите же вы!", не скрывая своего отвращения к окружающей их действительности.
Отсюда и яркие краски на полотнах: красный, зелёный, синий, желтый. Их смешение - сочетание, казалось бы, не сочетаемо вовсе, но и в этом есть своя символика. Например, картина одного из художников группы Карла Шмидта-Ротлуфа "Портрет Розы Шапиро", экспонирующаяся на выставке, практически целиком исполнена в красных тонах.
Посетители на открытии выставки не могли пройти мимо работы Макса Пехштайна "Желто-чёрное трико". Кто-то сравнивал созданный автором образ девушки с персонажем из фильма ужасов, кому-то на ум приходила реклама известного мобильного оператора.
Тем, кому больше по душе дивные пейзажи, мягкие цвета и романтичные сюжеты, понравятся картины Отто Мюллера, его произведения отличаются от работ коллег по группе "Мост": здесь нет резких тонов, кричащих сочетаний. Картина "Влюблённые у садовой ограды" выразительна по-своему: она более теплая, спокойная: цвета темные, приглушенные, но не мрачные. "Северное море" Эриха Хеккеля также настраивает на лирический лад: море, радуга, здание, похожее на ратушу и всё в голубо-желтых тонах. Всего в экспозицию "Немецкий экспрессионизм – художники группы "Мост"" вошла 131 работа из музея Brucke, который владеет самой крупной коллекцией ранних картин, акварелей, рисунков и печатной графики немецких художников: Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Карла Шмидт-Ротлуфа и Макса Пехштейна.
Обозреватель Виктория Красуля