Венесуэлу ждут "кровавые девяностые"
Дружественная России Венесуэла повторяет ее судьбу с двадцатилетней задержкой: зашкаливающий уровень коррупции, крах коммунизма, неконтролируемый рост цен, скупка иностранной валюты, гиперинфляция. Спасти страну может лишь чудо
Каракас. 17 июня. FINMARKET.RU - На прошлой неделе Центральный банк Венесуэлы сообщил, что инфляция в мае составила 6,9 %, это эквивалентно годовой норме. Пока нельзя назвать этот показатель катастрофой: в Веймарской Германии, Венгрии после Второй мировой войны, в Зимбабве в 80-е рост цен достигал миллионов или даже триллионов процентов в год, это и принято называть "гиперинфляцией".
В 90-е годы Россия пережила лишь 2000-процентное увеличение цен, но это тоже можно называть гиперинфляцией - либерализация цен подорвала покупательную способность денег. Спустя 20 лет Венесуэла повторит судьбу России и совершит все ошибки Москвы, которые привели к краху советскую экономику, пишет профессор Йельского университета Эдвин Долан в своей колонке для блога Economontor.
Инфляция тянет на дно ВВП
Традиционно инфляция возникает либо в связи с увеличением денежной массы, либо в связи с увеличением скорости обращения денег, либо из-за снижения реального ВВП. Возможна и комбинаци всех этих факторов.
Долан утверждает, что существует и обратная связь: и скорость обращения денег, и объем промпроизводства, и рост денежной массы могут зависеть от инфляции. Это означает, что разгон инфляции в Венесуэле может привести к краху всей экономической, а возможно и политической системы страны. Именно это произошло в России в 90-е и происходит сейчас в Венесуэле.
- Гиперинфляция подрывает сберегательную функцию денег из-за того, что их покупательная способность снижается с каждым днем: население перестает хранить средства на счетах и вкладывает в потребительские товары и иностранную валюту, на которую в Венесуэле уже идет охота, пишет экономист.
- Это доказывает, что скорость обращения денег увеличивается из-за инфляции.
- Гиперинфляция влияет на рост реального объема производства и связана с отрицательным ростом ВВП. Официальные данные свидетельствуют о том, что экономика Венсуэлы выросла в годовом исчислении всего 0,7 % в первом квартале 2013 г., по сравнению с почти 6 % в 2012 г.
- Обвальный рост цен затрудняет бизнес-планирование, разрушает институты финансового посредничества, работу платежных систем. Все это приводит к безработице, социальным потрясениям и политической нестабильности, что содействует бегству капитала.
- Гиперинфляция увеличивает денежную массу. Сейчас в Венесуэле она растет примерно на 3 % в месяц, что эквивалентно годовому темпу прироста в 40 %.
- Это можно объяснить так: когда правительство тратит деньги, денежная масса увеличивается, но это увеличение, как правило, компенсируется сокращением денежной массы, когда правительство собирает налоги или продает ценные бумаги.
- Но при сильной инфляции реальная покупательная способность денег падает в промежуток времени, когда предпринимателю начислили налог, но он его еще не заплатил. При этом в состоянии гиперинфляции правительству труднее занимать через продажу ценных бумаг.
- Это приводит к снижению реальной стоимости доходов и бюджетному дефициту. Венесуэльский дефицит бюджета составил 8,5 % ВВП в 2012 году, по сравнению с 5,3 % годом ранее. По другим источникам дефицита достигает 17 % ВВП по состоянию на начало 2013 года.
Боливар не выдержит
Правительство Венесуэлы пытается замедлить инфляцию через введение контроля за потребительскими ценами и валютой. Именно эти ошибки совершило с свое время советское правительство под руководством Михаила Горбачева в начале 90-х. Их же совершает сейчас новый президент Венесуэлы Николас Мадуро:
- Контроль над ценами и валютой для борьбы с инфляцией нарушает нормальные рыночные процессы.
- Люди, как правило, все равно находят способ накапливать товары и иностранную валюту, пишет экономист.
- Контроль увеличит затраты на ведение бизнеса и замедлит рост экономики.
- Даже если изначально такое управление будет эффективным (контроль приведет к подавлению инфляции), она будет расти еще более интенсивно, когда контроль будет снят или потерпит крах.
Спасти Венесуэлу от гиперинфляции может только резкий рост мировых цен на нефть, что обеспечит неожиданное увеличение доходов бюджета, считает Долан. Еще один вариант, который еще более маловероятен - ввести жесткие меры экономии.