Вальпургиева ночь

На российский экран вышел незаурядный лидер американского проката последних выходных, фильм "Судная ночь". По сюжету герой Итэна Хоука, живущий в идеальной Америке ближайшего будущего, должен на себе испытать зыбкость утопического самовнушения

Москва. 13 июня. INTERFAX.RU - Пугающая нарезка кадров с камер наружного наблюдения в титрах перечисляет практически все американские штаты, картинка практически везде одна и та же: ночь, улица, фонарь, бойня. Все во имя 364 идиллических рассветов. США в недалеком будущем усмирят криминал и повсеместные всплески немотивированной агрессии одним простым способом – правительственным разрешением на двенадцатичасовую мясорубку, которой обязуются не препятствовать правоохранительные органы, а службы спасения в этот день с облегчением отключат все горячие линии. В таких четко оговоренных рыночных условиях рождаются спрос и предложения особого порядка.

Компания, в которой работает мистер Джеймс Сэндин (Итэн Хоук), является монополистом по производству уникальной охранной системы, превращающей один раз в году уютные пригородные особняки в неприступные крепости, а Судную ночь в уникальный праздник со своей жертвенной символикой. Защищенные корпоративным щитом безопасности жители к порогу выставляют букет из синих баптизий, цветов из прерий Северной Америки и ближайших родственников акации и мимозы. Красиво и торжественно. За бортом общенационального культа высвобождения агрессии и братоубийственной жажды остаются те, кто не может себе позволить не только охапку баптизий, но и, само собой, охранную систему, то есть в новом обществе мало что поменялось, бедняки и бездомные – все те же люмпены и маргиналы.

Ближайшим вечером мистер Сэндин со своей образцовой семьей, подтянутой женой, дочерью школьницей и изобретательным младшим сыном, запрется в своем показательном особняке, за ужином объявит хорошую новость, пожурит старшенькую за слишком прыткого бойфренда и сядет к телевизору наблюдать за обратным отсчетом. Но всем уже понятно, что для Сэндинов эти двенадцать часов будут особенными.

В эту ночь главным преступлением будет преступление против собственной безопасности, то есть "разгерметизация" семейного пространства. Слабину дадут младшие Сэндины, девочка впустит на ночевку рвущегося в бой бойфренда, а мальчик, собирающий странноватых роботов, приоткроет шлюз для чернокожего бродяги, спасающегося от погони. За своей добычей к Сэндинам пожалует в не раз уже виденных в кино масках группа плотоядно настроенных и вооруженных подростков, возглавляемая харизматичным блондином в клубном пиджаке (Риз Уэйкфилд). С этого момента "Судная ночь" становится вполне предсказуемой, но от этого не менее захватывающей. Недаром же Михаэль Ханеке позволил себе десять лет спустя после выхода немецкоязычного оригинала римейк "Забавных игр". И ничего. Смотрели. Ведь наблюдать, как нарушается чужое личное пространство весьма любопытно, а прямая угроза и неприкрытая жесткость в таких лентах зачастую всего лишь четко прописанная психологическая игра, сыгранная в строгих рамках жанра. Тем не менее, "Судная ночь" малоизвестного режиссера Джеймса ДеМонако оказывается вполне себе жизнеспособным триллером, пульсирующим в ритме кровотока из открытой вены, которую вот-вот грамотно перевяжут, потому что "безумие с мандатом на безумство" - это новая забавная игра цивилизованного общества.

Обозреватель Полина Грибовская

Новости