ХроникаСмена власти в Сирии

Почему мелеют российские молочные реки?

Российский молочный рынок переживает не лучшие времена: отечественное производство падает, цены растут. Рынок компенсирует потери за счет импорта, из-за чего Россия теряет до 12 млрд руб. в квартал

Фото: Reuters

Москва. 29 мая. INTERFAX.RU - В этом году на российском молочной рынке сложилась уникальная ситуация - не будет так называемого периода "большого молока" (летний период, когда возрастают надои).

"Ситуация этого года уникальна: впервые за всю историю молочной отрасли не будет периода "большого молока", который обычно начинался в апреле", - заявил председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко журналистам в среду. Последствиями этого может стать дальнейшее снижение производства молока, повышение цен на него и падение потребительского спроса, что, в конечном счете, больно ударит как по производителям, так и по потребителям, предупреждают эксперты отрасли.

ТРОЙНОЙ УДАР

Как считает Даниленко, за последнее время отрасль получила тройной удар. Это, прежде всего, "создание Таможенного союза, что сняло барьеры в торговле с государством, которое оказывает более высокую поддержку аграриям". Имея при этом в виду Белоруссию, он отметил, что не против того, что эта страна хорошо поддерживает сельхозпроизводителей. "Мы должны подтягиваться до этого уровня", - сказал он.

Вторым ударом, по его словам, стало вступление России в ВТО, в результате чего был снижен уровень защитных мер во внешней торговле. Это привело к росту поставок молочной продукции не только из Белоруссии, но и из стран дальнего зарубежья.

Третьим ударом стало то, что не отслеживается выполнение технического регламента на молоко и молочную продукцию "Никого не наказали за несанкционированное использование пальмового масла и сухого молока", - отметил Даниленко. При этом он считает, что в России уже достигнут "пик" фальсифицирования молочной продукции. "Дальше уже ее фальсифицировать (жирами растительного происхождения - ИФ) нереально и таким образом закрывать дефицит молока уже нечем", - сказал он.

Ситуацию осложнили существенных рост цен на корма из-за прошлогодней засухи и недостаточные меры господдержки. В результате, как заявил журналистам директор по закупкам молока группы Danone в России Жиль Бурло, сославшись на данные Росстата, производство молока в России в сельхозорганизациях в этом году падает в среднем на 4-5% в месяц (в годовом выражении). В апреле, например, оно составило 1,209 млн тонн против 1,299 млн тонн в апреле прошлого года. (падение на 6,9%), в марте - 1,217 млн тонн против 1,290 млн тонн (падение на 5,6%).

Союзмолоко оценивает месячное падение производства молока в этом году в 10%. Вместе с тем снижается поголовье коров и растут цены на сырое молоко. В частности, исследование, проведенное среди производителей молока, показало, что в апреле этого года по сравнению с апрелем прошлого цена была на 10% выше.

Этот процесс будут подстегивать и мировые цен на молочные продукты, которые за последние месяцы значительно выросли. Сославшись на данные GDT, анализирующей ситуацию на биржах, торгующих молочными продуктами, Бурло сообщил, что в апреле цена на сухое обезжиренное молоко выросла на 80,8%, на молочный жир - на 45,9%.

ИЗ-ЗА РОСТА ИМПОРТА МОЛОКА РОССИЯ ТЕРЯЕТ 12 МЛРД РУБ. В КВАРТАЛ

По словам Бурло, в условиях сокращения производства молока и роста цен "у рынка нет другого выхода, кроме как компенсировать потери за счет импорта". "Переработчики Новой Зеландии и других стран могут сказать "спасибо" России, поскольку их продажи растут", - сказал он.

Бурло заявил, что в первом квартале этого года импорт молочных продуктов в Россию увеличился практически в два раза - почти до 1,2 млн тонн. "Мы подсчитали, что из-за импорта Россия теряет ежеквартально порядка 12 млрд рублей. Это грубый подсчет, но если бы у отечественных производителей были стимулы для развития производства, то эти деньги оставались бы в стране", - считает он.

В создавшейся ситуации производители не видят перспектив для развития бизнеса, "даже растущие цены на молоко не покрывают расходы его производителей". "С начала этого года нет ни одного инвестиционного проекта, скот идет на убой, стадо не обновляется", - заявил он. "Но сокращение стада - это только вершина айсберга, а под водой то, что многие производители отказываются от молодняка, это уже гораздо опаснее", - добавил Даниленко.

Если тенденция не переломится, то в ближайшее время будет гораздо больший рост цен, в том числе и на магазинной полке, это приведет к снижению потребления молочной продукции, к ситуации, которая была в 2011 году после засушливого 2010 года, считают эксперты. Затем последует снижение цен, но такие "ценовые качели" не выгодны ни бизнесу, ни потребителям, уверены они.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДОХОДНОСТЬ?

Исправить создавшуюся ситуацию может существенная корректировка государственной поддержки производителей молока, которая позволит поддержать их доходность, считают эксперты. "Нужна такая доходность производства молока, чтобы был смысл работать", - заявил Даниленко. Он поддерживает введенное в этом году субсидирование производства, рассчитанное на 1 литр реализованного молока, но против того, что установлена разная цена на молоко высшего и первого сорта.

"Я считаю, что поддерживать производство молока высшего сорта замечательно, но это надо делать тогда, когда избыток молока и не знаешь, куда его девать, но у нас сегодня впервые - я не помню такого - в летний сезон дефицит молока, такого не было никогда", - заявил он. Кроме того, разделение субсидирования по сортам создает условия для приписок. "У нас неожиданно весь Северный Кавказ и ряд других регионов стали производителями только молока высшего сорта", - отметил он.

Как считает Даниленко, для обеспечения доходности молочного производства федеральные субсидии должны составлять не менее 3 рублей на литр при условии софинансирования со стороны региональных бюджетов. В этом случае окупаемость проектов в молочном животноводстве не будет превышать 8-10 лет, что оптимально для отрасли. Выделенных в этом году 10 млрд рублей на эти цели явно недостаточно, считает он.

В этом году 1 литр молока высшего сорта субсидируется в размере 1,2 рубля, первого - около 40 копеек. Кроме того, союз выступает против того, чтобы для предоставления субсидий учитывались такие показатели, как жирность, выход телят.

Эксперты молочного рынка также высказались за предоставление отрасли 15-летних кредитов и изменение статуса Россельхозбанка. "Сельхозпроизводители должны иметь доступ к дешевым кредитам", - убежден Даниленко.

По его словам, Россельхозбанк должен иметь такой же статус, как Внешэкономбанк. "Его надо сделать государственной корпорацией, которая могла бы вкладываться в уставной капитал, в ставки рефинансирования, то есть давать прямые кредиты по более льготным условиям на более длительные сроки, - считает он. - Это было бы выгодно не только заемщикам, но и самому банку, дало бы ему новые возможности".

Как заявил исполнительный директор Союзмолока Артем Белов, необходимо разработать отраслевую программу развития молочной отрасли. Базовым принципом для нее должна стать формула "5 х 8 = 40". Это означает, что при размере субсидии на 1 литр товарного молока в объеме 5 рублей со стороны федерального бюджета (плюс региональная поддержка) окупаемость проектов в молочном скотоводстве составит около 8-10 лет, что позволит к 2020 году выйти на объемы производства сырого молока не менее 38 млн тонн.

По данным Росстата, в 2012 году Россия произвела 32,4 млн тонн молока.

Новости