Чемпионат аргентинского танго впервые по-аргентински в Москве

Ночной милонгой в столичном Екатерининском дворце завершился первый в истории России чемпионат-фестиваль по аргентинскому танго "Милонга России". Его победители получили право принять участие сразу в полуфинале Чемпионата мира в Буэнос-Айресе

Фото: Владимир Косарев

Москва. 20 мая. INTERFAX.RU - В феврале этого года московский культурный центр "Ла Милонга" во главе с Александром Вистгофом, членом Аргентинской ассоциации танцоров и педагогов аргентинского танго, получил права на проведение российского этапа чемпионата мира по аргентинскому танго в Буэнос-Айресе от его дирекции TangoBuenosAiresFestivalYMundial. На базе культурного центра дирекция "Мундиале" создала свое официальное представительство в Москве. А это означает, что чемпионат проводился по аргентинским правилам и при аргентинском судействе.

Напомним немного историю. Судьба этого танца на родине складывалась сложно, имея в виду не только социальные, но даже и политические аспекты. Да и в остальном мире все проходило не так просто – танго и запрещали, и пытались искоренить с помощью церкви… Однако сегодня оно поистине охватило весь мир. Только в Москве, других городах России его танцуют тысячи людей. Одних школ аргентинского танго у нас насчитывается десятки. ЮНЕСКО признало аргентинское танго культурным достоянием человечества, и для всего мира оно превратилось в символ Аргентины. Именно поэтому все, что связано с аргентинским танго находится в центре внимания правительства Буэнос-Айреса. Под его патронажем, начиная с 1997 года, проходит чемпионат мира по аргентинскому танго, известный всем под названием "Мундиале".

Для танцоров это слово обладает магической силой, поскольку победа на "Мундиале" означает не только возможность войти в историю жанра, обретя важный для танцевальной карьеры титул, но и одаривает бесспорным уважением коллег, да и просто тысяч любителей аргентинского танго.

Чемпионат в Буэнос-Айресе, ежегодно проходящий в августе, одно из важнейших культурных событий Аргентины. Проводится он по двум номинациям – танго-салон и танго-шоу. А вокруг этого строится целая программа, включающая многочисленные шоу с лучшими аргентинскими маэстро и уроки с выдающимися педагогами. Наши тангеро подключились к "Мундиале" всего несколько лет назад, и только в прошлом году сумели впервые выйти в финал. Таким звездным дуэтом в танго-шоу, ставшим лучшим среди зарубежных участников, оказались москвичи Дмитрий Васин и Таисия Финенкова.

Еще год назад чемпионат мира в Аргентине казался нереально далеким не только из-за разделяющих нас тысяч километров, но прежде всего из-за невозможности представить проведение у нас в стране аналога аргентинскому событию организационно. Вне всякого сомнения, такое кардинальное изменение ситуации оказалось возможным только благодаря развитому в Москве танго-сообществу и культуре танго в целом. Ежегодно в нашей столице проходит множество фестивалей аргентинского танго. Крупнейшие из них - "Ночи Милонгеро" и "Планетанго" стали по-настоящему близки российским любителям танго. Афиши концертных залов и театров пестрят именами аргентинских танцоров, композиторов и музыкантов. А как манит танго российских исполнителей! Недавний пример, звездная прима-балерина "Мариинки" Ульяна Лопаткина представила на сцене московского Театра оперетты спектакль на музыку Астора Пьяццолло в честь его 90-летия. Число посетивших Москву аргентинских маэстро, включая таких мэтров как Мигель Анхель Зотто и Хуан Карлос Копес , а также блистательных танцоров молодого поколения, дающих шоу, трудно даже перечислить. А наш SoloTangoOrchestra, признанный лучшим оркестром Европы, да, пожалуй, и мира после блистательных гастролей в Буэнос-Айресе, даже имеет свой абонемент в Московском международном доме музыки, а еще выступает на одной сцене с ведущими актерами "Ленкома". Москва дышит танго! И это не преувеличение.

Московская "Мундиале", прошедшая с 14 по 19 мая, оказалась весьма успешной. Чемпионат был осуществлен при поддержке Национальной танцевальной ассоциации НАСКТ, имеющей опыт в проведении именно турниров. По инициативе Александра Вистгофа для привлечения более широкого состава участников в Москве прошла презентация двух новых номинаций. Первая номинация - открытый класс танго-салона – танго-оупен, где допускалась большая свобода в исполнении фигур, включая элементы танго-нуэво. В этой категории выиграли москвичи Елена Штицкая и Дмитрий Муксинов. В отличие от первой, вторая номинация танго-милонгеро была принципиально новой, нигде в мире еще не представленной. Суть ее в том, что состязаются не уже сложившиеся пары, а каждый тангеро в отдельности. Во время выступлений они меняются несколько раз партнерами, что собственно и происходит на самих милонгах. Судьи оценивали каждого танцора. И в результате лучшей партнершей была признана Мария Почукаева, а партнером – Алексей Рукавицын. По мнению исполнительного директора Дирекции фестивалей в Буэнос-Айресе Сильвии Тиссембаум, специально приехавшей в Москву для технического наблюдения за турниром, премьера номинации прошла настолько успешно, что у аргентинцев возникло большое желание ввести ее и на чемпионатах в других странах. А завершил этот финал блестящий экспромт от судей. Они предложили уже награжденным участникам финала станцевать со сменой партнеров всем вместе. Так церемония награждения превратилась в шоу.

Вообще надо отметить особую активность судей. Судейская коллегия состояла из пяти человек – все громкие имена в мире танго: Франсиско Форкера и Каролина Бонавентура, Фернандо Грасия и Соль Серкидес и Клод Мурга. Они не только выставляли оценки, но и аплодисментами поддерживали участников, живо реагируя на происходящее, а кроме того выступили с шоу: в первый день Франсиско Форкера и Каролина Бонавентура и во второй - Фернандо Грасия и Соль Серкидес. В первый вечер также выступили специальные гости Родриго Фонти и Селесте Медина.

Аргентинское танго во всем мире развивалось как танец социальный. Его главная составляющая – милонга, т.е. танцевальный вечер, полностью построенный на импровизации в танце всех его участников. Лишь в последние годы в танго начали появляться и турниры, привнося с собой неизбежные ограничения и регламентацию. В московском танго-сообществе уже сформировалось свое представление о том, каким должно быть танго. Идея проведения российского "Мундиале" всколыхнула московских тангеро, расколов на две части: противников и сторонников. Организатору чемпионата Александру Вистгофу пришлось выдержать непростое давление тех, кто не видит танго в соревновательной форме. Но нечто подобное уже "прошли" и в самой Аргентине, и во многих других странах. На вопрос об аргументах в пользу соревнования в танго Сильвия Тиссембаум заметила, что проблемы в этом не видит, поскольку чемпионат не убивает милонги. Они существуют вместе. И каждый тангеро решает сам, что ему выбрать. Чемпионат стимулирует интерес к танго, а это главное. Важно, чтобы у людей возникло желание научиться танцевать и пойти на милонгу.

Надо признать, что состязательная составляющая разогрела публику, и она активно поддерживала выступления танцоров, устраивая порой нескончаемые овации. Так было и при объявлении победителей в обеих основных категориях. К счастью, для первого чемпионата ими оказались действительно те, кто этого достоин - не секрет, что понятия чемпион и лучший совпадают на состязаниях далеко не всегда. Вот первые российские победители "Милонги России". Чемпионы в категории танго-шоу - Дмитрий Васин с теперь уже новой партнершей Эсмер Омеровой. Шоу блистательное, совершенное по техническому исполнению и эмоциональной составляющей. Остается только пожелать Диме и Эсмер такого же удачного выступления и в Буэнос-Айресе.

Категория танго-салон у аргентинцев считается базовой. Ведь суть танго можно передать только близким объятием, а это и есть танго-салон. Чемпионат мира в Буэнос-Айресе уже имеет свои традиции, в том числе и в отношении педагогов, работающих с тангеро. По общему мнению, среди них есть тот, кто "кует" чемпионов. Это знаменитый танцор и хореограф Марио Моралес. Александр Вистгоф специально пригласил Моралеса в Москву. Наш конкурс не стал исключением. В танго-салоне чемпионами стали работающие с Моралесом Вера Гоголева и Александр Фролов. Изысканная красота партнерши с безупречными линиями танца, музыкальностью и умением передать суть танго отличало эту пару. Но и весь финал оказался настолько сильным, что произошло нечто неожиданное. Слишком плотные результаты пар вынудили судей предложить танцорам повторить финал (а это три танца!) еще раз. Напряжение в зале возросло до предела, видна была очевидная усталость участников, но зазвучала музыка, и все растворилось в ее звуках.

И кстати о музыкальном сопровождении. На российском чемпионате оно было выдержано в духе аргентинского "Мундиале" - перед каждой рондой (заходом) ведущий объявлял композитора и название каждой мелодии. И как же хороша была в эти дни классика "золотого века" танго! Такой подход сыграл немалую роль в создании на чемпионате подлинно танговской атмосферы. А еще, пожалуй, внешний облик и костюмы российских тангер, которые судьи отметили особо.

Чемпионат-фестиваль "Милонга России" стал по-настоящему знаковым событием для культурной жизни столицы. Он вывел нашу страну на уровень первых танцевальных держав в аргентинском танго. По мнению авторитетной Сильвии Тиссембаум, действие получилось по-настоящему красивым и захватывающим.

Конечно, первый чемпионат не мог не дать пищу для серьезных замечаний и размышлений. Но в нашей публикации нам хотелось остановиться на другом. На том, настолько неисчерпаемым может быть мир танго.

С вопросом о перспективе "Милонги России" мы обратились к его организатору Александру Вистгофу, и вот, что он ответил: "Я считаю, что у таких чемпионатов аргентинского танго по-аргентински перспектива большая. Подчеркну, что должно звучать именно так – чемпионаты по аргентинскому танго по-аргентински! Проведение танго-состязаний в рамках родной культурной традиции дает совсем иное их восприятие, и людям это нравится. Такие соревнования развивают в первую очередь партнеров, мужчин. А они в танго лидируют, женщины лишь следуют за ними. Вот почему такие чемпионаты обязательно отразятся на общем уровне танца, в том числе и на милонгах".

Так же, как и в Буэнос-Айресе, чемпионаты составили лишь часть программы фестиваля. Еще в течение пяти дней проходили уроки с маэстро и, конечно, милонги, последняя из которых состоялась на паркете Екатерининского дворца.

А жизнь танго в Москве продолжается. Совсем скоро с 22 по 28 мая пройдет Международный фестиваль аргентинской культуры Congreso, посвященный национальному празднику Аргентины Дню наций с участием любимого москвичами SoloTangoOrchestra. Состав маэстро сильнейший: Хавьер Родригес и Ноэлия Барси, Хорхе и Лилиана Родригез, Роберто Цуккарино и Магдалена Вальдез и Каролина Бонавентура и Франциско Форкеро. Значит вновь праздник для любителей танго и для всех, кто любит прекрасное!

Oбозреватель Светлана Котова

Новости