Москвичи в Москве скоро станут редкостью

Постсоветские мигранты опытны и дальновидны - в России они предпочитают селиться в крупных развитых городах с преобладанием русского населения и полностью игнорируют национальные республики. Через двадцать лет после распада СССР новые "лимитчики" почти захватили Москву и Московскую область - скоро их там будет больше половины

Фото: Reuters

Москва. 17 мая. FINMARKET.RU - Миграционная мобильность россиян растет, но остается не очень высокой. Из очередной порции данных по переписи населения 2010 года, опубликованной в четверг на сайте Росстата, следует, что 70,8% граждан живут в том же регионе, в котором родились (еще 3,2% не указали места своего рождения). 46% от указавших продолжительность проживания в том месте, где их застала перепись, продолжают жить на своей малой родине, во время прошлой переписи 2002 года таких "аборигенов" было на 10 процентных пунктов больше, отмечают в Росстате. К тому же в число "старожилов" попадают так называемые возвратные мигранты, то есть те, кто вернулись на свою малую родину из других регионов. После распада СССР таких возвращенцев из бывших союзных республик было довольно много.

  • 89,0% прошедших перепись родились в России;
  • 7,8% или 11,2 млн человек - за ее пределами, преимущественно в республиках бывшего СССР;
  • 2,1% (2,9 млн человек) - с Украины, 1,7% (или 2,5 млн) - из Казахстана. Третий по силе миграционный поток обеспечил Узбекистан - 1,1 млн нынешних россиян родились там

Мигрантов отпугивают национальные республики

Мигранты в постсоветской России довольно придирчивы - они не любят национальные республики с моноэтническим населением, зато с удовольствием селятся в полиэтнических регионах и крупных городах страны.

  • В десятке регионов с самой высокой долей местных уроженцев - восемь национальных республик: в Дагестане автохтонное население составляет 97,7%, в Туве - 93,2%, в Мордовии - 89,0%.
  • В десятку территорий с наиболее укоренными жителями входят не только большинство республик Северного Кавказа (которые сами являются генераторами миграции), но и поволжские Башкирия, Чувашия, Татарстан. Замыкают ее Забайкальский край, где приезжие составляют 16,3%, и Нижегородская область - 16,7% населения.
  • Регионы с наиболее высокой долей приезжих - это преимущественно наши вахтовые северные регионы. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах местные уроженцы составляют менее трети населения, на Чукотке - чуть более 35% жителей.
  • На четвертом месте расположилась Ленинградская область с долей местных в 45,4%, а на девятом - Санкт-Петербург (53,3% живущих в Северной столице там родились).

Уроженцы столиц становятся меньшинством

  • Совсем немного выше доля местных в Московской области - 54,2%, и в Москве - 59,9%.
  • 8,3% жителей столицы родились за пределами России (еще 3,4% не указали место рождения). Больше всего - на Украине: 2,6%. Из Московской области в столицу перебрались 5,5% ее нынешних жителей (отчасти это могло произойти просто из-за изменения административных границ, но перепись была еще до присоединения Новой Москвы); из Рязанской области - 1,5%. Следом идут землячества ближайших к столице регионов - Тульской, Тамбовской, Калужской, Смоленской областей, а также примкнувшие к ним диаспоры из Узбекистана и Азербайджана. Перебравшихся в Южную столицу из Северной всего 0,4%, что чуть меньше, чем уроженцев Грузии.
  • В свою очередь, самую большой миграционный поток в Подмосковье создали москвичи: из столицы на природу перебрались 376 тыс. человек, составивших 5,3% нынешних жителей области. Вторым по силе был приток с Украины: там родились 3,3% жителей Подмосковья. Следом идут Рязанская область (1,7%) и Казахстан (1,3%).
  • В Питере 8,3% жителей родились за пределами России, больше всего на Украине - 2,5%, а также в Белоруссии - 1,2%. Главным источником притока новых жителей были соседние регионы - Ленинградская, Псковская, Тверская области. 12,6% жителей Северной столицы не указали свое место рождения.
  • В Ленинградскую область новые жители приехали в основном из-за рубежа - 10,8% (в том числе, с Украины - 3,0%, из Казахстана - 1,9%), а также из Санкт-Петербурга (9,2%) и соседних с областью регионов.

Регионы-демодоноры

  • Самым крупным регионом-донором своего населения в России является Московская область. За ее пределами живут 935 тыс. ее уроженцев (две трети - в Москве). А вот вторым по масштабам донором неожиданно оказалась Башкирия: в других регионах живет 745 тыс. родившихся на ее территории: в т.ч. 117 тыс. в соседней Челябинской области и 115 тыс. в тюменских округах.
  • Третьим стал тоже достаточно неожиданно Краснодарский край. За его пределами живет 702 тыс. человек, родившихся в этом одном из самых привлекательных для мигрантов регионов страны. Больше всего в Ростовской области (124 тыс. человек) и Адыгее (66 тыс.).
  • Впрочем, если учесть большую численность населения Кубани (5,2 млн человек), то миграционные потери его уроженцев одни из самых небольших среди других российских регионов - всего 13% от нынешнего населения. Это чуть больше, чем потери Московской, Волгоградской и Калининградской областей, а также большинства республик Северного Кавказа (кроме Чечни). Но вдвое больше, чем обеих столиц.
  • А вот если бы все уроженцы Магаданской области вернулись на свою малую родину, то население Колымы увеличилось бы на 86%. Уроженцев Сахалина, проживающих за его пределами, 43% от нынешнего населения острова. Почти настолько же прибавилось бы жителей в Тамбовской, Рязанской и Кировской областях, если бы все родившиеся там, но живущие сейчас в других регионах страны, решили посетить родину.

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП)

"В низкой миграционной привлекательности национальных республик ничего удивительного нет. В советское время люди ехали туда в города на стройки и новые заводы - инженеры, рабочие. После парада суверенитетов 90-х годов появились фобии: если ты русский - надо жить в русском регионе. Люди опасаются. Например, в Татарстане нужно учить национальный язык в школе. Эти дополнительные обременения устраивают не всех.

В Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах и на других Северах, на Дальнем Востоке украинцев и выходцев других бывших союзных республик очень много еще с советских времен, когда они ехали туда на заработки. В других частях страны долю родившихся за рубежом России сильно прибавила возвратная миграция 90-х годов. Причем даже в тех регионах, где раньше доля мигрантов была невелика - Центральный и Центрально-Черноземный регионы. Это 4-5 млн преимущественно русских и представителей других российских народов - татар, чувашей. Сейчас в доле родившихся за границей сильных отличий между регионами быть не должно, за исключением Дагестана, других республик Северного Кавказа, Тувы.

Третья волна миграции из стран СНГ, уже в значительной степени национальная, относительно не велика, так как мало кто из них приехал в Россию на постоянное место жительства. А трудовая миграция очень плохо ловится официальной статистикой".

Жанна Зайончковская, завлабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

"Осевших в России иностранцев очень не много. Не только по сравнению с Австралией или Швейцарией, но даже на фоне Германии.

Примерно такой же, как сейчас, процент родившихся за рубежом давала перепись 2002 года. Основной приток мигрантов в Россию произошел в 90-е годы, и на 90% это были этнические русские (остальные - татары, башкиры и другие российские народы). Так как из Казахстана, Узбекистана, да и с Украины была преимущественно возвратная миграция, то статистика по месту рождения учитывает мигрантов из стран СНГ не в полной мере. В Россию вернулись многие уроженцы российских регионов. Родившимися за границей являются только их дети, внуки. Хотя много вернулось смешанных семей, особенно с украинцами.

Репатриационное движение с Украины было небольшим относительно того количества русских, которые там жили в момент распада СССР - 13 млн человек. Это больше, чем было русских во всех остальных бывших советских республиках. Хотя приток украинцев в Россию продолжается и сейчас, так как экономическая ситуация там хуже, чем у нас. И это не дворники или строители, а часто квалифицированная рабочая сила, компьютерщики, инженеры.

Низкая доля мигрантов в населении национальных республик объясняется тем, что там выше доля сельского населения. Людей сдвигает с места урбанизация, мигранты едут в город за работой. А среди сельского населения всегда больше тех, кто там родился и никуда не переезжал".

Михаил Денисенко, замдиректора Института демографии ВШЭ

"Полюса роста во всех странах отличаются высоким уровнем миграции. У нас внутренняя мобильность примерно в два раза ниже, чем в Канаде и Австралии, которые в свою очередь сильно отстают от США (сравнение с небольшими европейскими странами не всегда корректно, так как там часто страна, как один наш регион). Интересно, что канадская статистика показывает: внутренняя мобильность в значительной степени обеспечивается эмигрантами, которые переезжают по стране в поисках благоприятного для жизни места. Коренное население менее мобильно.

Меньшая мобильность нашего населения по сравнению с США связана с особенностями рынков труда, жилья, долей транспортных издержек в доходах. Резервы для повышения мобильности у нас есть. Тем более, что она очень сильно различается по территориям: есть регионы с очень мобильным населением - столицы, сибирские территории, есть - с крайне низким (Северный Кавказ).

Высокая внутренняя мобильность населения является результатом высокого уровня социально-экономического развития страны и вместе с тем способствует ему. Москва на фоне демографического спада без 4-5 млн мигрантов совершенно не развивалась бы. Новые рабочие места как правило заполняются мигрантами, которые в Москве обладают очень высокой квалификацией (имеется в виду внутрироссийская миграция). Мигранты в Москве создают огромный внутренний спрос, то же самое жилищное строительство. Все это стимулирует развитие города.

Поэтому высокая мобильность населения при всех издержках общепризнано считается благом, она способствует развитию. Это фактор повышения уровня жизни, образования, квалификации. Конечно, это не относится к ее экстремальным проявлениям, например беженцам из зон бедствия.

Даже если миграционный опыт у кого-то оказывается неудачным, и человек возвращается назад, он все равно оказывается обогащен новым жизненным опытом, навыками, получает толчок в образовании, своем собственном развитии.

Хотя в Европе в последние десятилетия демографы фиксируют снижение мобильности коренных жителей. Это связано со старением населения (пожилые люди не любят менять место жительства) и все более широким распространением собственности на жилье. Когда оно преимущественно было съемным, мобильность была выше. Это особенно характерно для Великобритании, Франции, Германии. Но не касается Лондона, где мигрантов очень много".

Новости