Каждый думает за себя
Пока Южная Осетия и Абхазия налаживают мирную жизнь, страны, входящие в число традиционных партнеров России, просчитывают плюсы и минусы от возможного признания республик
Москва. 3 сентября. INTERFAX.RU - После того, как Дмитрий Медведев прямо заявил, что Россия рассчитывает на одобрение своей политики в отношении Южной Осетии и Абхазии государствами, входящими в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), лидер Абхазии Сергей Багапш уточнил, что в ближайшее время республики могут быть признаны 10-11 странами. В ОДКБ, помимо России, входят Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Итого 6 стран. Новые кавказские государства могут также рассчитывать на поддержку Ирана, Венесуэлы и Кубы. Однако глава российского МИД Сергей Лавров ранее заявлял, что никаких переговоров с иностранными государствами на этот счет Россия не ведет.
После саммита стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), итоговая резолюция которого оказалась менее конкретной, чем этого хотелось бы Москве, российская сторона начала активные переговоры с партнерами по СНГ, добиваясь от них определить свою позицию в отношении Южной Осетии и Абхазии. На прошлой неделе Дмитрий Медведев встречался с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и главой Таджикистана Эмомали Рахмоном. Оба лидера выразили поддержку действиям России в зоне конфликта, однако воздержались от обсуждения нового статуса республик. Во вторник президент РФ принял в Сочи президента Армении Сержа Саргсяна, от которого не стал скрывать, чего именно ждет Россия от встречи лидеров стран-участниц ОДКБ, намеченной на 5 сентября. "На предстоящем саммите ОДКБ в Москве должна быть сформирована окончательная позиция стран-членов этой Организации по ситуации, сложившейся после грузинской агрессии", - заявил Медведев Саргсяну, который должен занять пост председателя ОДКБ. Позднее помощник президента Сергей Приходько уточнил, что вопрос признания Южной Осетии и Абхазии на встрече в Сочи не обсуждался.
Владимир Путин, между тем, повстречался со своим узбекским коллегой Шавкетом Мирзеевым и президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Прессе стала известна только экономическая составляющая переговоров, в ходе которых стороны договорились о строительстве нового газопровода в Узбекистане и расширении военно-технологического сотрудничества между двумя странами. Никаких политических заявлений из Ташкента не прозвучало, однако Ислам Каримов по итогам встречи подтвердил, что Россия остается для его страны приоритетным партнером, а сам он, как уже сообщалось, по-прежнему готов пойти с Владимиром Путиным даже в разведку.
Не менее важным остается для Москвы и голос Белоруссии, которая не только входит в ОДКБ, но и является основным союзником России. Осторожный батька, как известно, автоматически не признал независимость Южной Осетии и Абхазии, пожелав разделить эту ответственность с другими лидерами СНГ. Именно Александр Лукашенко настоял на экстренном созыве ОДКБ для комплексного обсуждения ситуации на Кавказе. Политологи указывают, что в связи с осетино-абхазской проблемой на Белоруссию оказывается беспрецедентное давление не только из России, но и с Запада, который обещает батьке сменить гнев на милость в случае, если тот откажется следовать курсом Москвы. Евросоюз и США пообещали в ближайшее время рассмотреть вопрос о снятии санкций с Белоруссии. По словам представителя госдепартамента США Роберта Вуда, "позитивные шаги Минска могут привести к существенному улучшению отношений между Соединенными Штатами и Белоруссией, включая отмену визовых и экономических санкций". Отвечая на вопрос, окажется ли возможное улучшение белорусско-американских связей под угрозой, если Минск признает независимость Абхазии и Южной Осетии, Вуд ответил: "Не думаю, что мы воспримем это хорошо".
Западные СМИ не исключают, что Южную Осетию и Абхазию со временем могут также признать такие страны как Иран, Венесуэла и Куба. Первые две, по мнению ряда наблюдателей, вместе с Россией в настоящее время формируют новую "ось зла".
"Россия, Иран и Венесуэла действуют совершенно так же, как Япония, Италия и Германия в 1930-е гг., когда каждая из трех стран извлекала выгоду из агрессивных шагов других, дабы наращивать собственную мощь в регионе в ущерб либеральной демократии, и в результате мир был поставлен на грань войны", - отмечает политический обозреватель и автор ряда книг Артур Херман в статье, опубликованной в The Wall Street Journal.
По мнению эксперта, все три государства купаются в деньгах благодаря росту цен на нефть; все три стремятся к региональному господству, все три открыто славят авторитарную и монолитную форму государственного правления и все три осуждают американский "империализм", надеясь, что выборы 2008 г. будут способствовать осуществлению их геополитических планов. Наконец, все три страны, указывает Херман, являются стратегическими союзниками. Чавес укрепляет экономические связи с Тегераном, Тегеран по своим ядерным программам сотрудничает с Москвой, а Москва в свою очередь поставляет вооружение в Каракас.
И Уго Чавес, и Махмуд Ахмадинежад, и примкнувшие к ним Фидель и Рауль Кастро уже поддержали действия России на Кавказе. И хотя до признания Южной Осетии и Абхазии дело пока не дошло, подобный исход вполне возможен, уверены западные аналитики. Впрочем, глава российского МИД Сергей Лавров недавно дал понять, что Россия не ведет переговоров с другими странами на эту щекотливую тему. "В отличие от некоторых крупных западных партнеров мы предпочитаем, чтобы каждая страна думала за себя", - заявил российский дипломат.