Кто оплатит новый нефтепровод в Китай?

Поставки нефти в Китай должны быть увеличены вдвое, говорится в соглашении "Роснефти" и китайской CNPC. Однако кто заплатит 42 млрд руб за строительство нового трубопровода - "Роснефть" и "Транснефть" пока договориться не могут

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 апреля. FINMARKET.RU - Расширение поставок российской нефти в Китай уперлось в вопрос строительства трубопровода. "Транснефть" заявляет, что у нее нет денег на новую ветку в Китай, которая нужна для транспортировки в эту страну дополнительно 15 млн тонн нефти в год по подписанному в марте договору. Трубопроводный монополист предлагает заплатить за него "Роснефти".

Дмитрий Медведев, которому компании пишут письма, поручил разобраться в проблеме ФАС и Минэнерго. Но проще ситуация не стала. Одно ведомство вступилось за "Роснефть", другое встало на сторону "Транснефти".

"Роснефть" смотрит на восток

В условиях сокращения экспорта в европейские страны растущий рынок Китая стал одним из ключевых для России.

  • В 2009 г. "Роснефть" заключила с китайской CNPC договор, по которому до 2030 г. должно быть экспортировано 300 млн тонн российской нефти. Именно по нему сейчас "Роснефть" вместе с "Транснефтью" поставляет в Китай 15 млн тонн нефти в год.
  • В 2011 г. из-за отсутствия четкой формулы расчета цены, CNPC стала, по мнению России, недоплачивать за российскую нефть, что привело к затяжному конфликту межлу сторонами. К концу года удалось согласовать новые условия, по которым Китай получил скидку в $1,5 с барреля.
  • Спустя два года Китаю понадобилось больше нефти для обеспечения работы нового нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине мощностью 10 млн тонн, который планируют построить CNPC и "Роснефть".
  • "Роснефть" пообещала Китаю увеличить поставки в обмен на заем в $2 млрд. Эти деньги понадобились компании для оплаты сделки по покупке ТНК-ВР, которая состоялась в конце марта. В результате "Роснефть" стала крупнейшей в мире публичной нефтегазовой компанией по объемам добычи углеводородов.
  • Китай получил увеличение поставок на 800 тысяч в этом году, а на пике они составят 31 млн. т. в год. Срок поставок, как и срок займа, рассчитан на 25 лет. Кроме того, компания станет партнером "Роснефти" по разработке шельфовых месторождений.

В начале апреля стало известно, что президент "Роснефти" Игорь Сечин направил письмо премьеру, в котором выступил за поставки нефти в Китай через Казахстан и отказался оплачивать за свой счет альтернативный вариант - расширение отвода от ВСТО - нефтепровод Сковородино-Мохэ.

"Транснефть" в свою очередь считает, что казахский вариант принесет ей и бюджету убытки в 80 млрд руб и предлагает транзит нефти через Монголию.

"Транснефть" тянет Минэнерго на себя

В письме Медведеву "Роснефть" попросила обеспечить выполнение межправительственного соглашения со стороны "Транснефти" на рыночных условиях и не ущемляя интересы компании. Как рассказал "Финмаркету" источник в правительстве, письмо премьер перенаправил в ФАС и Минэнерго, чтобы понять, кто в ситуации прав. Но мнения ведомств также разделились.

На прошлой неделе Минэнерго направило ответ премьеру, в котором во многом пересказывает позицию "Транснефти":

  • Для увеличения поставок "Роснефть" остановилась на таком варианте: через нефтепровод Скороводино-Мохэ поставки увеличатся до 17,1 млн.т в год, а через порт Козьмино - с 7 до 9,1 млн.т в год.
  • "Транснефть" согласилась с тем, что "Роснефть" сама распределяет свои ресурсы, хотя ранее хотела согласовать условия по маршрутам и объемам поставок нефти с новых месторождений.
  • Транспортная компания также предупреждает, что перераспределение нефти с запада на восток ухудшит качество сырья в западном направлении.
  • Вопрос с тем, кто оплатит расширение нефтепровода Скороводино-Мохэ, пока так и не решен. "Транснефть" требует на это 47,2 млрд.руб. и утверждает, что из-за планового строительства новых объектов денег на еще один у нее нет.
  • Минэнерго пишет, что финансирование предлагается осуществлять за счет согласованного долгосрочного тарифа на транспортировку нефти на срок строительства участка (5 новых нефтеперекачивающих станций и реконструкция еще одной).
  • Ведомство вместе планирует проанализировать данные "Роснефти" по объемам сдачи нефти и его качеству, после чего будет корректирована стоимость расширения трубы.
  • Позже замминистра энергетики Анатолий Яновский заявил, что оплатить затраты по расширению инфраструктуры для увеличения поставок нефти в Китай должна именно "Роснефть".

Иного мнения придерживается ФАС. Антимонопольщики не считают, что "Роснефть", как пользователь услуг "Транснефти", вообще должна платить за строительство мощностей для оказания этой услуги, пояснил "Финмаркету" источник в службе. Тем более это нельзя делать за счет повышения тарифа на нее.

По словам источника, ФАС направила премьеру ответ, в котором указала:

  • Маршруты транспортировки нефти не могут быть навязаны "Транснефтью", а определяются в соответствии с правилами недискриминационного доступа. Объемы траспортировки тоже нельзя увязывать с объемами добычи - "Роснефть" может перекачивать и чужую нефть.
  • Включение оплаты расширения Скороводино-Мохэ в тариф на транспортировку незаконно, уверены в ФАС. Тарифы устанавливаются ФСТ и законом, а не долгосрочными договорами.
  • Как пишут антимопольщики, проект соглашения между "Роснефтью" и "Транснефтью" нужно переписать, а если последняя откажется, то "Роснефть" вполне может подать жалобу в ФАС.

Как пояснил источник в антимонопольной службе, "Транснефть", конечно, может обратиться с просьбой изменить тариф в саму ФСТ, но вряд ли это произойдет. Идея первого вице-премьера Игоря Шувалова объединить ФСТ и ФАС еще больше снижает вероятность выигрыша "Транснефти".

падает до нуля.

Как один из вариантов владелец трубопровода может взять кредит или пересмотреть свою инвестпрограмму в пользу Скороводино-Мохэ, говорит источник.

Во вторник 23 апреля по этому поводу публично высказался и Игорь

Сечин: он рассчитывает, что "Транснефть" совместно с китайскими партнерами модернизирует нефтепровод Сковородино-Мохэ.

"Транснефть" не хочет монополии "Роснефти"

Как рассказал источник в правительстве, глава "Транснефти" Николай Токарев также направил в аппарат правительства письмо.

  • Токарев указывает, что закон запрещает одной компании полностью занимать трубу в каком-либо направлении.
  • Кроме того, "Роснефть", по словам Токарева, не представила механизм компенсации потерь тарифной выручки для "Транснефти". При направлении 7 млн т нефти на Павлодарский НПЗ и перенаправлении 7 млн.т казахской нефти с транзита через Россию на НПЗ Китая (в обход

    России) потери составят 6,3 млрд руб.

Как пояснил "Финмаркету" официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин, компании необходимо понять, какие объемы и в какие сроки "Роснефть" планирует прокачивать в сторону Китая, чтобы окончательно оценить сумму вложений в инфраструктуру. В любом случае, "Транснефти" придется пересматривать инвестпрограмму, а также тариф на прокачку, так как тариф - единственный источник доходов компании. Неоходимо внести ясность, будет ли эта труба "эксклюзивной" для "Роснефти", и если да, то обсуждать индивидуальный инвестиционный тариф, по которому будет платить нефтяная компания.

По словам Демина, переговоры с "Роснефтью" продолжаются.

Представитель "Роснефти" заявил, что тему переговоров с "Транснефтью" компания не комментирует.

Виталий Крюков, ИФД КапиталЪ

"Транснефть" должна вложить дополнительные деньги в этот участок, а компенсировать это должна "Роснефть". Проблема же учета стоимости Скороводино-Мохэ в том, что это необходимо будет согласовывать с китайцами в рамках новых ценовых параметров поставок нефти. В соглашении с Китаем утверждена формула цены, где заложен транспортный тариф на прокачку нефти. И так там были ценовые споры по транспорту - надо ли применять тариф по ВСТО или по ветке, после чего пришлось давать китайцам скидку. Теперь придется вести еще одну ценовую войну.

Это не только дело "Роснефти" и "Транснефти". Это касается более значимых вопросов, вообще перспективы поставки нефти и газа в Китай. Это должно быть согласовано на государственном уровне. Что касается запрета одной компании полностью занимать трубу в каком-либо направлении, то здесь всегда можно договориться. Это тонкие детали и мелочи. "Роснефть" может купить нефть у сторонних компаний. Может выйти, например, ТНК, чтобы не было такого риска.

"Транснефть" при поставке нефти через Казахстан действительно потеряет часть выручки. Это неизбежно, это основная проблема компании, но избежать этого невозможно. "Роснефть" избрала для себя более дешевый способ, и "Транснефти" придется смириться.

Андрей Полищук, Raiffeisenbank

Теоретически стоимость Скороводино-Мохэ можно учесть в тарифе.

Несмотря на то, что они утверждаются государством, "Транснефть" всегда может подать документы с обоснованием - мол, эти средства необходимы для инвестиций. И государство может согласиться с этим.

"Транснефть", понятно, считает, что строить нужно совместно с нефтяными компаниями и заставить их оплатить часть трубопровода. Такая практика существует. Но "Транснефть" - монополист, глобальный оператор трубопроводной системы, и, возможно, именно она должна обеспечивать инфраструктуру для добычи и транспортировки.

Логично было бы, конечно, "Транснефти" самой построить трубу и компенсировать часть этой суммы через тариф. На российской территории труба может быть построена за счет российских компаний, на территории Китая - за счет китайцев. Вопрос, в том, кто захочет вложиться на начальном этапе. Ведь деньги через три года вернутся.

Сергей Пикин, Фонд энергетического развития

"Я уверен, что нести затраты должна непосредственно "Роснефть". Это правильно. Я думаю, это разовое вложение, которое можно растянуть на несколько лет, и компания его вполне потянет. Это некритичная сумма.

"Транснефть" вполне может пойти в ФСТ со своей инвестпрограммой и защитить свой тариф для этой ветки. Доказать, что это делается в интересах потребителей.

Для "Роснефти" будет установлен индивидуальный тариф. Понятно, что из своего кармана никто платить не хочет, но если эти 42 млрд руб будут размазаны по тарифам всех потребителей, то это будет несправедливо.

Интересант - "Роснефть" и никто другой.

Почему "Транснефть" так боится, что "Роснефть" займет всю трубу, не очень понятно. Им-то главное, чтобы она была заполнена, и тариф за ее пользование был выплачен. Я бы не сказал, что этот вопрос вообще критичен. Риски есть, но странно, что одна монополия боится другую".

Новости